Шадурскис раскрыл тайну реформ и будущего русских школ 5

Карлис Шадурскис
Карлис Шадурскис
Министр образования и науки Карлис Шадурскис – пожалуй, самая демонизированная персона в нынешнем латвийском правительстве. Он не впервые занимает свой пост – в 2002 – 2004 годах господин министр уже «рулил» этим же министерством, и именно он инициировал реформы, вызвавшие волну протестов. Ни даже ярые противники тех, давних реформ сегодня признают их эффективность: выпускники заговорили по-латышски.

Опытный политик, экс-депутат многих Сеймов и Европарламента, в русскоязычной среде, протестовавшей против преподавания на латышском, получил прозвище «черный Карлис». Клип о себе - смотрел. И даже возгордился: на политиков масштабом помельче всего лишь карикатуры рисуют... Министр по-прежнему не боится непопулярных решений и отличается хорошим чувством юмора.

Без отрыва от своих высоких постов Шадурскис много лет преподает математику студентам РТУ. Он хорошо говорит по-русски, в оригинале читал русскую классику, в том числе Достоевского. В один из отпусков ездил с семьей в Санкт-Петербург, знакомил дочь с настоящей русской культурой. Интервью состоялось в самый разгар первой летней жары и началось разговором о погоде. Кондиционеров в старом здании министерства, увы, не обнаружилось...

- Господин министр, высказывание о том, что качество образования сегодня – это уровень жизни завтра, - оно Вам принадлежит?..

- Не могу утверждать, что я автор оригинального высказывания... Возможно, что в другой формулировке я слышал это и от других. Но то, что наше сегодняшнее образования — это будущее нашего народного хозяйства, а, значит и наш уровень жизни в будущем, это бесспорно. Образование определяет уровень развития и благосостояния общества. Потому что все, что мы сегодня вкладываем в образование, это и есть инвестиции в наше будущее.

Цена реформ – считаем деньги

- О финансировании реформы сегодня в обществе говорят очень много. Новости, комментарии и разные мнения звучат каждый день… Уже решен вопрос с финансированием? И сколько в итоге введение новой модели оплаты труда учителей нам будет стоить?.. Сначала говорили о 27 млн. евро, потому уже — о 54 млн... Так дают вам в итоге эти деньги?.. И сколько?..

- Все финансовые вопросы до конца еще не решены, но на прошлой неделе министерство финансов представило расчеты: сколько можно сэкономить в базовых расходов отраслевых министерств за счет лучшего управления финансовыми потоками, на изменении кредитных процентов и цен на топливо на мировых рынках. В том числе были расчеты, касавшиеся смены приоритетов и возможности направить средства с менее приоритетных программ — на более приоритетные. Министерство финансов нашло в этой «шкатулке» по нашему министерству 10 млн. евро. Вычтем их из 40 млн., которые запрошены нами на внедрение новой модели оплаты труда педагогов. Разница — 30 млн. евро.

- Сначала ценой реформа называлась цифра в 27 миллионов евро, потом уже — 57 миллионов...

- Давайте дальше считать. Из этих 30 миллионов, которые я назвал и можно покрыть эти названные 27 миллионов. Плюс еще запрошены министерства культуры средства - это плюс 13,5 млн. Если сосчитать, сколько будет стоить повышение зарплат педагогам в общей сложности - это 56 миллионов евро. И из этих 56 миллионов какую-то часть, мы разумеется, будем искать в своем же министерстве. Эти большие цифры, и если наш запрос удовлетворят, они появятся в нашем бюджете. Минфину достается, конечно, наиболее трудная часть задачи— найти эти деньги.

- Найти средства внутри ведомства Вы сказали… Речь идет об экономии за счет сокращений каких-то структур внутри министерства?

- Речь идет о смене приоритетов — и о замещении менее приоритетных программ более приоритетными. И в кроме того, мы можем сэкономить около 300 тысяч за счет падения цен на топливо. За счет более благоприятных кредитных ставок можем сэкономить примерно миллион, даже немного больше — у нас ведь есть фонд, гарантирующий студенческие кредиты и нам теперь дешевле обойдется обслуживание этих кредитов.

Но наибольшая экономия — за счет профессионального образования. Мы очень много средств — как европейских так и средств госбюджета - уже инвестировали в профессиональную школу, упорядочив сеть школ и модернизировав их оснащение. Так что теперь можем сократить и расходы на их содержание, направив часть этих средств на зарплаты педагогов. Еще одна позиция экономии — школы-интернаты. И дошкольные учреждения, которые мы, конечно же, продолжим финансировать, но уже по новой модели оплаты труда педагогов. Но при этом мы будем призывать самоуправления взять на себя финансирование расходов на их содержание.

Ведь если говорить о самоуправлениях, то нужно иметь в виду следующее. Большая часть приоритетов в новой политике — это именно рост зарплат. И не только в образовании, кстати!.. В образовании это потребует 56 млн. евро. Внутренняя безопасность на эти же цели — не назову цифры точно, но где-то около 30 млн. требует: это на зарплаты полицейских и всей системе внутренних дел, включая работающих в управлении мест заключения. В медицине тоже большая часть запрошенных в бюджете сумм предусмотрена именно на зарплаты… Таким образом, с ростом зарплат вырастут и доходы самоуправлений— за счет подоходного налога с населения, ведь 80 процентов его уходит самоуправлениям. Так что в бюджетах у них в следующем году ожидается очень большой прирост. И в связи с этим мы можем призывать самоуправления взять на себя и часть функций, которые до сих пор они на себя не брали.

- Но у самоуправлений ведь есть возражения?

- Конечно же есть. Но большая часть возражений - как я до сих пор это слышал - касается оплаты труда и региональных коэффициентов: на какое количество школьников будет рассчитываться одна ставка педагога. Все и везде возражают против своего коэффициента. И все призывают его уменьшить, что означает - сделать зарплату большей... Но в таком случае у нас и нет никакой реформы... Совершенно определенная точка зрения есть и у премьера, и у министра финансов: если нет реформы, то и голого увеличения зарплат тоже не будет. Только под рост зарплат нам никто не даст финансирования. Но вот чего я не слышал, так это каких-то предложений. Все запросы об одном: надо уменьшить коэффициенты.

- У меня вопрос по существу реформы образования – это ведь не только повышение зарплат учителям и оптимизация количества – понятно, что речь тут о сокращении числа школ в стране? Но это же не все?

- Нет, конечно же нет! Мы действительно чаще говорим о деталях, забывая, что же является целью. Цель – это, конечно же, качество образования. Реформа направлена на школьников, а не на учителей. Мы понимаем, что это взаимосвязано. Но зарплата педагогов – только инструмент для достижения цели. Совершенно необходимый инструмент, и я хотел бы видеть ситуацию, когда педагог - за одну ставку! - зарабатывает больше средней зарплаты по стране.

- Это было бы нормальным.

- Это было бы нормальным, это правильные акценты и приоритеты. И было бы из этого понятно, что наша цель - это высшее образование. Очень существенный вопрос - это содержание образования. Сегодня привлечены весьма существенные средства еврофондов и интенсивно идет работа над содержательной концепции, основанный на компетенции. Начиная с 2018\2019 учебного года мы будем вводить новый стандарт образования - сначала в 1 - 4 классах, а затем - в течении следующих четырех лет - и во всех классах – с 1 по 12.

- А каким образом изменится содержание образования? Будет приоритет гуманитарных знаний, или, наоборот, естественных и точных

- Нет! Компетенцию я определил бы как знание, умение и ценности. Нам чрезвычайно важно, чтобы школьники не просто превращались в такой «гугл в миниатюре», зная обо всем, но чтобы все содержание образование давало ясное представление о том, что важно и почему, и как соотносится это с нашими знаниями о мире, о природе, об обществе, об истории и экономике. Важно критическое мышление. Мы думаем над разработкой содержательных блоков с намного более тесными межпредметными связями. Чтобы наша школа готовила не экспертов по каким-то отдельным вопросам, но людей, которые способны решать проблемы, формулировать проблемы, искать решения,анализировать. В общем, людей способных на то, чего от них требует жизнь.

- Значит, уже через несколько лет в школе будут совершенно иные, чем сегодня, учебные программы?

- Да, в течении четырех лет - начиная с 2018\2019 учебного года мы перейдем на совершенно новые образовательные стандарты во всех классах. Но есть вопрос, кто будет учить этому новому содержанию. Если посмотреть на возрастную структуру педагогов, то в среднем возраст учителей – около 50 лет, ну, или немножко ниже – от 45 до 50. И к сожалению, наблюдается очень стремительное старение учителей. Наблюдается также снижение числа учителей во всех возрастных группах, которые младше этого среднего возраста. Это значит, что все те молодые педагоги, которые в школу пришли – они из школы уходят. Наиболее критическая ситуация с молодыми людьми, которые пришли в школу, получив педагогическое образование. Они отрабатывают пару лет и находят более легкую работу, или – менее ответственную, или – лучше оплачиваемую... И - уходят. Мы, конечно, не можем им обещать, что работа учителя станет менее ответственной, скорее наоборот. Но мы должны поднять зарплаты.

- Но насколько я знаю от коллег, выбравших не журналистику, а работу в школе, никто из них сегодня и не работает на одну ставку – и, кстати, не так уж и плохо они зарабатывают...

- Средняя нагрузка, с которой работают сегодня учителя – 1,3 ставки. И если эта средняя цифра сохранится, то средняя зарплата при такой нагрузке примерно и будет 1000 евро в месяц. Сейчас средняя зарплата – 800, или немножко больше.

- Для нашей аудитории главный вопрос министру – вопрос о русской школе, назовем ее так, ведь официальным названием «школа национальных меньшинств» люди в жизни не пользуются... Каковы перспективы русской школы?.. Это очень болезненный вопрос. В связи с реформой что-то изменится?

- Скажу так: модель оплаты труда педагогов никак не разделяет, идет ли речь о латышской школе или о школе национальных меньшинств. Никаких перемен в этом смысле для «русских школ» (если говорить разговорным языком). Если говорить о перспективах на будущее в образовании для школ, работающих по программам национальных меньшинств, то я не вижу необходимости что-либо менять в нормативной базе. Я вижу в некоторых школах проблемы с реализацией существующих нормативов. Но у меня есть очень простой принцип, который я стараюсь реализовывать в жизни. У нас есть закон, и вопрос не в том, этот закон плохой или хороший. Вопрос – а реализуется ли этот закон? А менять закон только потому, что где-то он не реализуется?.. Не вижу в этом смысла. Лучше добиться того, чтобы закон выполнялся.

- Но люди волнутся, ведь периодически начинаются разговоры о том, что русские школы в Латвии нужно закрыть - и чуть ли не в 2018 году... И об этом опять говорили в процессе формирования правительства.

- Видите, в чем тут дело... Вопрос можно решать профессионально, а можно - политически. А можно... вообще не решать вопрос, а строить плитическую карьеру, поднимая ажиотаж.

- Да! У нас это очень распространенная практика.

- Но образовании это – не годится. Образование это такая сфера, которую родители детей чрезвычайно чувствительно воспринимают. Понятно, что каждого заботит качество образования детей. Качество образования очень заботит и меня. И если мы говорим о русских школах, то заботит не только знание латышского языка. Меня очень заботит знание математики, меня очень заботит знание истории, знание родного языка, физика, химия, биология – абсолютно все предметы.

Вот что я наблюдаю все время – работая параллельно преподавателем в Рижском техническом университете... У лучших студентов я часто не вижу вообще никакой разницы, никакого акцента, по которому можно определить – это латышский ребенок или русский ребенок. Потому что если в школе действительно соблюдается языковая пропорция и качество преподавания предметов, тогда уже малыши осваивают язык и с ним потом нет никаких проблем. Но часто я чувствую и то, что если выпускники школ нацменьшинств не «вложились» в знание математики, то и в знание языка они тоже не «вложились». Вижу очень большую корреляцию между знанием математики и владением языком. И из этого я делаю вывод, что закон – хорош, и что вопрос в качестве школы.

- Можем ли мы считать, что была успешой реформа, которую Вы продвигали, когда в 2002 – 2004 годах в первый раз были министром образования?

- Я бы сказал так - что результат достигнут, а норматив – и хороший, и правильный. И пока мне кто-то не доказал обратного результатами – до тех пор я не планирую инициировать в этом каких-либо изменений.

- То есть билингварная система себя уже показала как успешно работающая и эффективная?

- Я сказал бы, что она очень хорошо себя показала. Каждый год я слежу за результатами централизованных экзаменов, пытаясь понять, нет ли каких-то негативных побочных эффектов, и я их не заметил. Разумеется, я не в восторге от наших централизованных экзаменов. Но наибольший риск я здесь вижу в различии между большими городскими школами и маленькими сельскими школами. Здесь есть серьезная проблема.

Поэтому одна из целей введения новой модели оплаты труда педагогов – именно упорядочения сети школ. И не только для того, чтобы эффективно использовать ресурсы. Но и для того, чтобы существенно поднять качество образования в маленьких школах. Ведь если в школе объединенные классы и мало детей, то они там не получают возможности почувствовать реальную жизненную среду. И мы в значительной мере в значительной мере готовим там будущих получателей социальных пособий или же тех, кто будет выполнять низкоквалифицированную работу. И мы так угробим множество талантов, которых среди сельских ребят не меньше, чем в городе. Просто многие из этих ребят не получают в жизни того, чего они заслуживают.

(Продолжение эксклюзивного интервью министра образования и науки Карлиса Шадурскиса русскому TVNET – в ближайшие дни).


Написать комментарий

нам нужна тупая раб. сила, образование только для избранных

у русских школ будущего нeт !

А где это такое, "падение цен на топливо"?

как он уже надоел со своими реформами---всё реформирует и реформирует.....а в итоге - шиш....

Из корреляции знаний лат.языка и математики следует только то, что освоить программу в полном объеме могут только очень способные ученики. Те, кто послабее, учатся по принципу "вызубрить-сдать-забыть", понять материал даже не пытааются :(

Написать комментарий