Евдокимова погубила «мигалка»

Кого должны судить, если по трассе по встречной полосе со скоростью 200 километров в час несется "Мерседес", на повороте по касательной задевает "Тойоту" и врезается в дерево на обочине? Кто будет виноват в аварии, унесшей 3 жизни и поставившей под угрозу жизни еще 5 человек?


Думается, 100% читателей знают ответ на этот несложный вопрос: виноват водитель “Мерседеса”. flash-карту ДТП можно увидеть здесь.

Дополним условия. “Мерседес” оборудован “мигалкой” и везет Алтайского губернатора. Губернатор очень спешит: в соседнем селе вовсю идет празднование юбилея второго советского космонавта Германа Титова. Кто виноват в аварии? Алтайский районный суд безапелляционен: виноват водитель “Тойоты”, бийский железнодорожник Олег Щербинский.

Разница в “мигалке”. Спровоцировал аварию без “мигалки” – преступник. Спровоцировал аварию с “мигалкой” – потерпевший, чуть ли не герой. На самом деле, в Алтайском крае от “мигалки” пострадали все. Чувство вседозволенности позволило водителю “Мерседеса” нарушить все правила движения и, в итоге, погубило Михаила Евдокимова. Олега Щербинского наличие “мигалки” сделало без вины виноватым.

Нет сомнений, что авария с Михаилом Евдокимовым произошла бы в любом случае, включи его водитель спецсигнал или не включи. Потому что летел он 200 км/ч не из-за “мигалки”, а из-за того, что вез самого губернатора. Высшее должностное лицо в крае. Потому что водители чиновников всех рангов считают своих шефов (и себя, автоматически) – высшей кастой на дороге, перед которой простые смертные должны в почтении скатываться в кювет.

Пока действует такая система ценностей, машины как кегли будут разлетаться перед “государственным деятелем, спешащим по важным государственным делам”. Другое дело, что отсутствие “мигалки” сделает этого деятеля уязвимым перед законом, поставит его на одну доску со всеми нами, непривилегированными. И когда водитель “избранного” в следующий раз убьет своего шефа, пешехода или другого автомобилиста, он будет признан виновным. Тогда местным судам и прокуратуре не придется искать, как оправдать нарушителя с “мигалкой”, как осудить пострадавшего и как замять это дело.

“Мигалка” еще со времен становления “дикого капитализма” служит в России символом неравенства. Это в более цивилизованных странах спецсигналы применяются лишь в случае, когда кому-то нужна помощь. У нас же скорые, пожарные и спасательные машины конкурируют на дорогах с тысячами чиновников, спешащих на праздник, на обед, в крайнем случае – на деловую встречу. Они жизни не спасают, они эти жизни калечат. И едут дальше с гордо поднятой головой и включенной “мигалкой” – “у меня приоритет на дороге!”.

У засилья спецсигналов на дорогах есть глобальные и растянутые во времени последствия. В Москве, к примеру, водители выработали иммунитет к мигающей и завывающей сиреной машине и, если есть такая возможность, игнорируют ее требования уступить дорогу. Машины скорой помощи тоже оборудованы мигалками. Именно они сталкиваются с черствостью водителей, отказывающихся реагировать на спецсигналы. Но эта черствость – обычная защитная реакция людей на постоянные попытки разделить общество на “бесправных” и “право имеющих”. Мы перестали различать, спешит ли чиновник средней руки на совещание или медики несутся в больницу, чтобы спасти жизнь человеку.

17.02.2006 , 17:48

dni.ru


Написать комментарий