Унесенные ветром времени

«По местам жизни и вдохновения латгальских художников» – так можно назвать поездку, в которую отправились победители конкурса рисунков Центра русской культуры. Организовал это увлекательное путешествие член жюри конкурса, коллекционер, художник-любитель Леонид Мудраковский.

Живописцы, окуните ваши кисти…

Латгалия, прекрасная своими лесами и чистыми озерами, всегда притягивала к себе людей, ищущих душевной гармонии, тонко чувствующих окружающую природу, одаренных поэтическими и художественными талантами. Здесь, в этом тихом краю, жило немало поэтов, исследователей истории, художников. Имена многих сегодня сгинули в вихрях войн и бедствий, не обходивших эти места стороной. Однако находятся среди ныне живущих латгальцев пытливые и неравнодушные к прошлому люди, которые по крупицам восстанавливают память о своих предшественниках, любивших этот край голубых озер и прославлявших его.

Два известных русских художника – Николай Богданов-Бельский и Сергей Виноградов, представители русской школы живописи, чьи имена были известны во Франции, Германии, Италии – после революции покинули Москву, переехав в Ригу. В Латвии мастера были с большим уважением приняты коллегами по цеху, среди которых были  Вильгельм Пурвитис, Леонид Нольде и другие художники. Творческая жизнь Риги  с приездом академиков живописи заметно оживилась. Н.Богданов-Бельский и С.Виноградов щедро делились знаниями с местными художниками, создали школу-студию, где учили живописи, участвовали в выставках и плодотворно работали. За особым вдохновением и новыми впечатлениями они часто уезжали в Латгалию. Этот край стал для русских живописцев своеобразной творческой мастерской, дарил вдохновение и энергию. Под кистью художников рождались пейзажи, портреты, бытовые зарисовки.

Заслуга мастеров в том, что они открыли  рижанам, а потом и европейцам трогательную прелесть Латгалии. Так, на второй выставке С.Виноградова, состоявшейся в 1936 г., было представлено более 60 работ, посвященных этому краю. «Двина в Краславе», «Латгальский хутор» и другие работы произвели у публики настоящий фурор. Удивительными по силе воздействия на зрителя были картины Н.Богданова-Бельского, чей живописный цикл «Дети Латгалии», виды латгальской природы разлетелись по многим солидным музеям и сейчас, по прошествии лет, ценятся все больше у знатоков и коллекционеров живописи, скупающих картины мастера за баснословные деньги на аукционах «Сотбис» и «Кристи».

Стояли темных лип аллеи…

По воспоминаниям старожилов Резекненского края, оба мэтра не раз становились гостями местного художника и поэта Леонида Нольде, жившего в своей усадьбе в деревне Жоготы. Некоторые места, изображенные на полотнах мастеров, до сих пор легко узнаваемы. Но, к сожалению, далеко не все. Весьма печальная участь постигла дом Нольде, когда-то красивый и просторный, окруженный ухоженным прекрасным парком и живописными прудами. Разорению и запустению подверглась и церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери, которая была построена здесь же, в имении, а в росписи иконостаса участвовал Николай Богданов-Бельский.

Имение Жоготы, кстати, имеет весьма примечательную историю. Во второй половине XIX века его купил вышедший в отставку адмирал Российского императорского флота Самуил Мофет. Его дочь вышла замуж за местного барона фон Нольде. От этого брака родилось 8 детей. Из них последним владельцем усадьбы Жоготы оказался Леонид Нольде, который в 1939 году как немец вынужден был уехать из Латвии: сначала – в Германию, а затем – в далекую Бразилию, где до конца своих дней вспоминал свою родину и писал пейзажи Латгалии. В начале 90-х в бывшее родовое гнездо приезжала дочь Л.Нольде – Анастасия. Увидев здесь тлен и запустение, она наняла в Риге адвоката, чтобы подготовить документы о вступлении в наследство. Но адвокат деньги присвоил, документы не сделал. Восстановление исторической справедливости в отношении семьи Нольде не состоялось. И стоит поместье в Жоготах забытое, полуразрушенное как немой укор нам – беспамятным  и неблагодарным потомкам.

Все это даугавпилчане узнали от местных учителей, супругов Лилии и Александра Филимоновых, которые были нашими бескорыстными и отзывчивыми экскурсоводами. Руководитель группы Л. Мудраковский подарил им на память о нашей встрече панно-батик «Рябины Латгалии».

Впечатление об этом месте грустное: сквозь запустение и разруху еще проглядывают черты былой красоты – но лишь при изрядном напряжении воображения. Еще несколько лет хищнических усилий местных жителей, плюс сила природы – и от этого особняка, церковки и парка останутся (если останутся, конечно) лишь расплывчатые легенды.

Что-то с памятью стало…

Наши гиды пояснили, что какая-то общественная организация вроде бы пыталась развернуть деятельность по восстановлению храма, но даже это не удалось: местные власти отговариваются отсутствием денег, а у разных фондов нет интереса к прошлому, связанному с русской культурой. Хотя при первой Латвийской республике власти еще понимали, как важно развивать культуру и ценить ее ярчайших представителей. Одно из полотен С.Виноградова еще в 1923 году было приобретено у автора главным художественным музеем Латвии. В 1934 году Н.Богданов-Бельский в честь 50-летия его творческой деятельности был награждён орденом Трёх Звёзд. А в 1943 году, несмотря на войну и гитлеровскую оккупацию, в Латвии был издан большой альбом-монография о нём и его живописи.

Сегодня же в музеях Латгалии нет ни одной хотя бы арт-копии работ этих двух выдающихся художников, мастеров и просветителей, которые своим трудом и талантом прославили край голубых озер и людей, в нем живущих. Молчат и общественные организации, которые даже за деньги мало и плохо работают для сохранения  русской культуры и памяти о великих соотечественниках, ограничиваясь лишь показухой в духе «ложки-матрешки». В Латгальской региональной библиотеке тоже не найти книги или альбома с произведениями Н.Богданова-Бельского и С.Виноградова. Но, познакомиться работами русских художников Г. Бобровского, Н. Богданова-Бельского, А.Гауша, И. Левитана, Н. Рериха и С. Виноградова, можно было на единственной выставке "Русской живописи", которая проходила с 1 февраля до 20 апреля 2014 года а арт-центре Ротко.

Край ты мой заброшенный…

Проехавшись по латгальской глубинке, невольно вспомнишь есенинские строки, написанные еще в 20-х годах прошлого века: «Край ты мой заброшенный, край ты мой – пустырь!» И хотя это – про другой край, здесь в Латгалии – почти то же самое, что и век назад, будто время решило обходить эти места стороной. И вот ведь что поразительно: о художниках, прославивших этот край, практически забыли, а те самые места, которые они писали с натуры без малого сто лет назад, сохранились неизменными до сих пор. Возможно, таким, почти мистическим образом сама природа напоминает нам о необходимости воскрешать историческую память, обращаться к чистому роднику культуры, чьи светлые воды сегодня замутнены политической конъюнктурой, стяжательством, бездуховностью.

Латгалия опять может стать местом для  вдохновенного творчества, магнитом  для талантливых и деятельных людей. Может, но станет ли? Сегодня трудно ответить: «Да».

25.07.2015 , 03:00

Альбина Давыденко, газета "Наш город" , Gorod.lv


Написать комментарий