Илга Крейтусе: «Репше не новый политик»

На латвийской политической сцене пока царит обманчивое затишье. Как всегда перед решающим сражением - выборами в Сейм. Идейные соперники обмениваются лишь одиночными выстрелами, проверяя друг друга на прочность. Но не пройдет и полгода, как на передовую выдвинутся главные силы. Кто они, наши главные политические игроки? Кто стоит за ними? Как лягут политические карты в новом Сейме? На вопросы «Часа» отвечает политолог Илга Крейтусе.


Заклятые друзья


- Самая популярная партия нашей страны «Новое время» любит говорить о себе как о принципиально новой политической силе, противостоящей старой элите. Вы согласны с этим?

- «Новое время» дало возможность созданным старой политической элитой чиновникам подняться на поверхность. И эти люди не являются старой элитой лишь в одном смысле – они сами не находились у руля политической власти. Но я категорически не согласна с тем, что Эйнарс Репше является новым политиком.

Извините меня, он в активной политике уже с 1989 года! Сначала он был одним из учредителей ДННЛ, а потом – в результате соглашения нескольких влиятельных в то время партий! – стал президентом Банка Латвии. А в банковском деле он тогда понимал столько же, сколько я в оперном искусстве, если бы сегодня стала претендовать на должность директора Оперного театра…

Эйнарса Репше вырастил «Латвийский путь»! Это совершенно очевидно. Напомню только одну деталь: все эти годы, пока Эйнарс Репше был руководителем Банка Латвии – то есть одним из высших должностных лиц страны, ему было позволено самому себе назначать зарплату! И Репше, глазом не моргнув, определил себе зарплату в 6000 латов и еще премию в 6000 латов. Но объясните мне, как руководитель государственного учреждения может сам назначать себе зарплату? Почему такое же право не дается, например, директору школы?

Этим примером я хочу подчеркнуть только одно: была создана экономическая база для того, чтобы Репше мог делать то, что он хочет. Помню, что Репше назначил себе зарплату в три тысячи латов тогда, когда пенсия в Латвии составляла всего 15 латов! И когда мы в Сейме спросили президента Банка Латвии Эйнарса Репше об этом, он так же, как и сейчас, назвал это очернением и разглашением секретной информации. Но «Латвийский путь» принял такую постановку вопроса, поскольку в то время «путникам» это было выгодно…

Но был еще один интересный нюанс: в регулярно публиковавшихся в газетах рейтингах политиков всегда можно было найти и фамилию Репше, хотя в то время он был не политиком, а руководителем госучреждения – Банка Латвии. И в этих рейтингах Репше всегда был впереди. Так народ приучали к мысли о том, что Репше – это хороший политик. И, конечно же, Репше это использовал… Так что сегодня «Латвийский путь» может кусать себе локти за то, что он когда-то сделал.

- А кто же так заботился о политической карьере Репше?

- Репше – это хороший бизнес-проект для сомнительного капитала. И все то, что сегодня происходит, все то, из-за чего начался криминальный процесс, показывает, как реализовывался это бизнес-проект.

- То есть лозунг о том, что Латвию спасет только бескомпромиссная борьба с коррупцией, – это только лозунг?

- Как лучше действовать вору, чтобы его не поймали? Громко кричать: «Держите вора!»

- А почему тогда «Новое время» уже несколько лет неизменно остается популярнейшей партией Латвии?

- Приведу пример из истории. У нас обычно умалчивают тот факт, что в конце декабря 1918 года красные стрелки во главе с Петерисом Стучкой вошли в Ригу, не встретив никакого сопротивления. И правительство Латвии было вынуждено уйти в отставку.

Понимаете, когда человек находится в отчаянии, он принимает того, кто кричит громче всех и обещает больше всех. В такой ситуации люди никогда не спрашивают – как ты это сделаешь? Или – где ты возьмешь деньги? Для того чтобы разобраться в ситуации со Стучкой, понадобилось четыре месяца. То же самое происходит и сегодня.

Сегодня мы говорим об экономическом подъеме Латвии. Да, это так, но этот подъем касается тех, у кого есть капитал в банках. Или тех, кто работает в иностранных компаниях. Но для большей части жителей страны этот подъем является мыльным пузырем. И вот в такой ситуации вдруг приходит кто-то и говорит: я вам все дам! Ну как тут не поверить…

- И как долго продлится эта вера?

- Думаю, что до следующих выборов Сейма она еще сохранится. Но насколько сильна будет эта вера, во многом зависит от средств массовой информации. Наш опыт доказывает, что в Латвии во время выборов четвертая власть становится супервластью.

«Новое время» – это айсберг, и о той части, которая сокрыта под водой, мы узнаем только тогда, когда Народная партия на самом деле решит утопить конкурента. Нынешняя ситуация в чем-то выгодна «народникам» – они могут реализовывать свои проекты, прикрываясь «Новым временем». И один из таких проектов недавно был реализован на наших глазах – это решение Кришьяниса Кариньша отказать французской компании Dalkia в приватизации «Ригас силтумс». На Кариньша мне иногда просто жалко смотреть – кажется, он сам не понимает, как его используют…

А «Новое время» не может или не хочет довести до конца борьбу с Народной партией. Что же касается ситуации с Dalkia, то почему-то никто не спрашивает, как получилось, что одно французское предприятие получило два процента акций «Ригас силтумс». Почему надо было продавать эти проценты? Ведь если бы тогда эти два процента не продали, сегодня не пришлось бы ни о чем спорить. Кому это было выгодно?

И у идей есть рейтинг!


- Вторую строчку рейтинга политических партий часто занимает ТБ/ДННЛ. И есть мнение, что именно «тевземцы» говорят то, что очень многие в Латвии думают, но не решаются сказать…

- Нет, это не так! Когда-то я прямо спросила Юриса Добелиса: «Сколько ты заплатил Жданок за то, что она сделала тебе такой рейтинг?!» «Тевземцы» растут на ошибках, сделанных ЗаПЧЕЛ и социалистами. Увидев лозунг «Русские идут!», избиратели старшего возраста, помнившие танки на улицах, особенно не думали – они шли и голосовали за ТБ/ДННЛ. Как сегодня ТБ/ДННЛ сможет составить достойный список кандидатов в депутаты Сейма без Роберта Зиле, Гунтарса Крастса, Гиртса Валдиса Кристовскиса, Инесе Вайдере, которые работают в Европарламенте?

- Но высокий рейтинг обеспечит прохождение в Сейм и не слишком «раскрученным» лицам…

- Рейтинг объединения ТБ/ДННЛ – это не рейтинг политиков, это рейтинг национальной идеи. Но в этой сфере у «тевземцев» появился сильный и опасный конкурент – объединение Visu Latvijai .

Я убеждена, что рейтинг ТБ/ДННЛ и в дальнейшем будет определяться тем, насколько объективно продуманной и эластичной будет позиция тех партий, которые мы называем русскими. Если еще раз будет выдвинут лозунг «Русские идут!», то «тевземцы» непременно будут представлены в парламенте. При эластичной и продуманной политике русских партий у ТБ/ДННЛ возникнут большие проблемы. Ведь у «тевземцев» нет ни экономической программы, ни кадровых ресурсов.

- Все популярнее становится прогноз о том, что русские партии займут в новом Сейме чуть ли не двадцать пять мест из ста…

- Думаю, что это преувеличение. Так создается псевдообраз – правда, не знаю, кто его создает и согласно какому бизнес-плану. Сначала русские партии раскололись на два блока. То, что с объединением «Центр согласия» связан некий бизнес-план, было ясно с самого начала – когда поста лидера лишили Сергея Долгополова, который за четыре года работы в Рижской думе стал узнаваемым и популярным. Причем его воспринимали не как русского или латышского политика, а как хозяйственного работника. А вместо него назначили совсем молодого человека. Если и в дальнейшем важнейшие вопросы будут определять те, кто дает деньги, и решать, до конца не анализируя ситуацию, то у «Центра согласия» могут появиться серьезные проблемы.

Деление русских партий на два блока разделит избирателей. И может случиться, что ни один из этих блоков не возьмет в Сейме столько мест, чтобы реально претендовать на власть. Есть еще один фактор, о котором у нас никогда не упоминают: ни в одной стране популярность леворадикальной партии обычно не превышает 25 процентов. Но это слишком мало для того, чтобы диктовать свои условия при формировании правящей коалиции. Значит, надо искать союзников на левом фланге. А кого? Левые социал-демократы провалились на выборах в Рижскую думу.

И еще одно: создания в Латвии левой правящей коалиции не позволят те иностранные государства, которые очень четко регулируют все процессы в нашей стране. Да и США держат руку на пульсе политической жизни Латвии. А американцев мы точно послушаемся. Вера в США, в отличие от веры в Евросоюз, у нас пока еще не пошатнулась!

17.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий