Телемост Рига – Даугавпилс: «Как нам удержать молодежь?»

Вообще-то конференция называлась «Молодежь. Патриотизм. Перспектива». Организатор - общественная организация «Правые Латвии». Участники в Риге и Даугавпилсе общались в телеэфире, для чего воспользовались аудиториями и оборудованием Балтийского русского института. Этот вуз использует телемосты для лекций: профессор может одновременно вести занятие в нескольких филиалах, причем общаясь с аудиторией. Вот и участники в двух городах спорили друг с другом, глядя на телеэкран.


Помимо необычной формы проведения мероприятие это отличалось неожиданным количеством конкретных предложений. В самом деле, кто сегодня не знает о проблемах, связанных с массовым выездом молодежи за пределы Латвии? Об уже возникшей нехватке кадров и серьезных проблемах с выплатой пенсий в быстро стареющей стране? Но вот знаменитый вопрос «что делать?» остается без ответа.

Кто расскажет правду?


- Я лично готов спонсировать правдивую передачу о жизни наших гастарбайтеров за границей, – такое неожиданное заявление сделал даугавпилсский предприниматель, руководитель даугавпилсского отделения организации «Правые Латвии» Олег Бриц. На его взгляд, сложился миф о всеобщем процветании на Западе. А это далеко не так.

- У меня множество знакомых, которые уже десять лет работают в США, Англии и других странах, – рассказал Олег «Часу». – Да, есть примеры удачно сложившихся судеб. Один из моих друзей, хороший программист, нашел работу по специальности, заключил контракт и уехал. Он сделал карьеру, вписался в новое для себя общество, создал семью. Хотя и в этом случае есть проблемы: жить в чужой среде всегда непросто. Но гораздо больше примеров того, как сегодня люди с горечью говорят о потерянных годах.

- Вот типичная история, – продолжает Олег. – Мой друг собирался купить квартиру, которая стоила тогда тысячу латов. Потом он решил, что уедет за границу, заработает на квартиру получше да еще получит стартовый капитал и начнет бизнес. И что произошло? Квартира, которую он тогда не купил, теперь стоит десять тысяч латов. Образование получать поздно. Для начала собственного дела нужно сейчас гораздо больше денег. То есть его тяжелый труд обесценился. А самое главное, все ниши уже заняты, он уже плохо ориентируется в нашей жизни, не имеет профессионального опыта, связей и так далее. И ему ничего не остается, как снова уехать и заниматься черным каторжным трудом. А это в тридцать пять лет гораздо тяжелее, чем в двадцать пять.

Я бы хотел, чтобы латвийские телеканалы показали правдивый фильм. Как спят в комнатушках на двухъярусных кроватях, как питаются просроченными продуктами, как не имеют ни любви, ни просто секса, как получают язвы на коже от вредных условий… Для чего? Чтобы приехать с пачкой денег, походить по кафе с друзьями, рассказать, как ты много зарабатываешь – и уехать снова в добровольное рабство. Это правда. Почему же об этой правде никто не говорит? Пусть молодежь хотя бы знает реальную картину, а потом делает выбор.

Какие специалисты нужны?


Вторая проблема, о которой много говорили участники конференции, это подготовка нужных стране специалистов. Если молодой человек потратил деньги на учебу, получил диплом юриста, а устроиться может только грузчиком, так он лучше будет грузчиком в Ирландии. Может ли государство хоть в какой-то мере управлять этим процессом? Например, делать вузам заказ на подготовку нужных специалистов, тех же социальных работников, обеспечивая их стипендиями, гарантируя трудоустройство, но и требуя отработать на вакантном месте определенный срок. Или хотя бы помочь в организации производственной практики, которой фактически не существует.

- Вы хотите вернуть советскую систему образования? Не будьте наивными, мы живем совсем в другом мире! Вот была попытка подготовить специалистов для Рижского порта. И что же? Все они уже на верфях Англии, где получают на порядок больше.

Такие реплики вызвали вполне логичные возражения. Например, и сейчас есть программы, когда государство оплачивает практику молодых рабочих и даже поощряет материально их наставников. Только речь идет о единичных проектах центров занятости, а ведь опыт пора применять шире.

Или такой аспект, о котором говорил Александр Макиенко: в Латвии нет статистики о трудоустройстве выпускников разных вузов и разных специальностей. Может, если старшеклассник увидит, что инженеры-мостостроители находят работу с хорошей оплатой, а юристы в массовом порядке отправляются на биржу труда, он иначе спланирует свое будущее?

Олег Бриц отметил роль самоуправления, которое может выступить в роли координатора между бизнесом и образованием. У одних узнать, кто им понадобится через пять лет, у других – могут ли они готовить таких специалистов. Тоже, кстати, есть уже факты, когда проявляется такая заинтересованность. Например, Резекненская дума, зная о перспективах развития железной дороги в городе, предложила Латгальскому транспортному колледжу открыть здесь филиал.

Где шанс для талантливых?


Вполне естественно, что организация с названием «Правые Латвии» выдвинула праволиберальные идеи для решения указанных проблем. И в первую очередь это налоговые льготы для нового бизнеса. Когда условия совершенно одинаковы и для крупной компании, и для молодого человека, который на свой страх и риск начинает собственное дело, – это ненормально. Во многих развитых странах существует продуманная система поддержки малого бизнеса, особенно если речь идет о молодежи. Здесь и льготное кредитование, и освобождение на определенный срок от налогов, и многое другое.

Руководитель организации Андрей Воронцов высказал идеи, которые у нас выглядят утопией, но вполне успешно применяются в США. За короткий срок латвийская элита – а это прежде всего чиновничество – стала совершенно замкнутой, недоступной для «чужаков», в том числе для представителей нацменьшинств. И знание госязыка здесь совершенно ни при чем. Из 300 тысяч латвийских чиновников 93 процента – латыши. Да и оставшиеся на долю инородцев 7 процентов в большинстве своем – это малооплачиваемые учительские должности. Есть ли шанс у способных русских ребят сделать карьеру в государственных структурах? Честно признаемся – минимальный. В США когда-то пошли на выделение квот в госструктурах для чернокожих. И кто может упрекнуть Кондолизу Райс в отсутствии патриотизма?

Кстати, буквально на днях даугавпилсский профсоюз «Наша сила» обратился в Сейм и правительство с предложениями, в чем-то созвучными с высказанными на конференции. Первое – заработную плату молодых тружеников до 23 лет не облагать подоходным и социальным налогами. Второе – до 28 лет зарплату не облагать социальным налогом. Что получит государство взамен? Прежде всего то, что молодых будут охотно брать на работу и больше им платить, причем не в конвертах, а законно. И не надо им будет уезжать.

Заканчивается обращение словами: «И к патриотизму призывать не придется…»

13.12.2005 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий