Пятая колонна, или Откуда у Латвии проамериканская грусть

Про пятую колонну наши политики вспоминают при любых неудачах. Дескать, «рука Москвы» через своих агентов влияния вмешивается, а еще и на святая святых - гражданство - посягнула. А Табунс в свое время и вовсе заявил: «В граждане Латвии проникли тысячи врагов Латвии!»


Чья «рука»?


По Табунсу, поставщиком «врагов Латвии» являются, конечно же, неграждане, которыми манипулирует пресловутая «рука Москвы». Если следовать его логике, то в Латвии действуют также «руки» Киева, Вильнюса и даже Тель-Авива, ведь из немногим более 400 тысяч неграждан около 80 тысяч – украинцы, 20 тысяч – литовцы, 4,5 тысячи – евреи… Но «рука Москвы» звучит более угрожающе.

Едва Калвитис внес поднадоевшего всем Березовского в черный список, как тот заявил, что Латвия пляшет под кремлевскую дудку. И замглавы контрразведки Дзенитис согласился: дескать, действительно, «в Латвии ощущается работа и давление российских спецслужб, и хотя они ощутимы не всегда, но неподтвержденные (!) факты и политическая реальность доказывают, что присутствие политики Кремля имеет место».

Латвия, конечно, входит в круг интересов России – как любая пограничная страна, но вряд ли представляет значительный интерес для ее спецслужб. Как однажды заметил Дайнис Турлайс, «единственная тайна, которую нам надо оберегать, – это наша глупость». И пока местные сыскари пытаются напасть на след российских агентов, в стране вполне легально действуют другие, которых в разведке принято называть агентами влияния.

Лица с двойным гражданством у нас баллотируются в Сейм, свободно участвуют в конкурсах на право занять место в государственных институтах, ходят в советниках должностных лиц, подчас определяют и внешнюю политику государства, лоббируя интересы не исторической, а той, второй, родины. И родина эта не Монголия и не Египет, не Бирма с Гватемалой и даже не Белоруссия с Польшей и не Эстония (см. статистику).

Если с Запада – значит, лучше местного


Ах, как возмущался в марте прошлого года тогда депутат от «Нового времени», а ныне министр по делам интеграции Латковскис: «Что мы можем говорить об ориентирах правительства Эмсиса, если несколько дней назад посол США пригласил его к себе, а Эмсис до сих пор не нашел времени для визита?!» По неопытности Латковскис не сообразил, что приоткрыл тайну – кто же правит Латвией.

По словам доктора экономики Дайниса Зелмeниса, в Латвии испытывают буквально гипертрофированное пристрастие к «импортному товару». Реформы в Латвии проводились по рекомендациям МВФ, которые в свое время были разработаны для латиноамериканских стран. Литва с Эстонией, как и страны Восточной Европы, не стали следовать каждой их букве, а подкорректировали под свои условия. Наши правящие на такое не отважились, а «двухпаспортные» сограждане и не советовали: для них МВФ – высший авторитет. И к разработке экономической стратегии пригласили профессора Джорджтаунского университета Юриса Викстиньша. Никого не смутило, что он – жесткий монетарист и с местной спецификой совершенно не знаком. Качество тех советов и рекомендаций мы сейчас и ощущаем.

Вера избирателя в то, что именно на Западе живут умнейшие и просвещеннейшие, привела в свое время в Сейм почти не знавшего латышского, но зато задиристого германца Зигериста. По этой же причине попал в высший законодательный орган страны и австралиец Валдманис, обещавший привнести в парламентскую деятельность западные стандарты, а став депутатом, принял Сейм за туристический объект, появившись там в шортах. К счастью, эти «двоеженцы» ни лоббированием чужих интересов, ни проталкиванием своих не успели отметиться.

Особым «знаком качества» отмечен американский латыш Кариньш. Тот самый, про которого его сопартийка по «Новому времени» г-жа Кантане как-то сказала: «Посмотрите на нашего Кришьяниса Кариньша – он коровьего хвоста вблизи не видел и вообще приехал с другого континента, но у него всегда есть ответы на все вопросы». Став министром экономики, Кариньш показал, что «коровий хвост» он таки видел, и предложил провести нефтепровод из Баку в Латвию через четыре страны и одно море. А чтобы уменьшить инфляцию, в одном из своих интервью предложил не покупать товары – например телевизоры – в кредит, а вкладывать деньги (это у кого они есть) в инвестиционные фонды и недвижимость.

Влиятельная сила


Такое отношение к выходцам из эмигрантских кругов появилось не сегодня. В послевоенный период в большинстве латышских эмигрантских объединений взяли верх коллаборационисты, оправдывавшие свое сотрудничество с нацизмом желанием бороться с большевиками. Им невыгодно признавать движение Сопротивления в Латвии, деятельность Центрального совета и его лидера Константина Чаксте. Именно такие люди задробили идею сооружения памятника человеку, который должен быть национальным героем Латвии. Они же замолчали и роль Бруно Калниньша, входившего в президиум ЦС, прошедшего подвалы гестапо и Центральной тюрьмы, Саласпилс и Штутгоф и ставшего впоследствии видным деятелем Социнтерна. Кто о нем сегодня вспоминает? Сегодня у страны другие герои.

Прозападная, а точнее, проамериканская политика Латвии сформировалась в том числе и под воздействием приближенных к власти лиц с двойным гражданством. Они подтолкнули Латвию к участию в иракской авантюре – дескать, потом США окажут поддержку, надавив на Россию. Правящие политики не осознают, что в стремлении заполучить любовь заокеанского «старшего брата» оказались лишь разменной картой в отношениях России с США, и в итоге проигрывают одну позицию за другой в отношениях с Европой, то и дело упуская возможность промолчать. В старой Европе проамериканские настроения не очень-то приветствуются.

Впрочем, это слишком высокие материи. Местные «двоеженцы» преследуют чаще всего свои бизнес-цели. Не с их ли подачи американская компания Hill International выразила готовность разработать все технические стадии проекта пресловутого «Замка света», условия конкурса для строительных фирм и надзирать за исполнением вплоть до сдачи объекта. И попросила за услуги 10 миллионов с хвостиком. И ведь, скорее всего, получит: «двойные» сегодня сила влиятельная.

Закон


В соответствии с переходными правилами закона о гражданстве гражданам Латвии и их потомкам, которые с 17 июня 1940 года по 4 мая 1990 года, спасаясь от террора советского и германского режимов, оставили Латвию как беженцы или были депортированы, по этим причинам не возвращались в Латвию и за это время натурализовались в других странах, а вернувшись в Латвию до 1 июня 1995 года, зарегистрировались в Регистре жителей как граждане Латвии, разрешено двойное гражданство. Те же, кто регистрировался после этой даты, должен отказаться от гражданства другой страны.

Статистика


По данным Управления гражданства и миграции, 30 793 гражданина Латвии имеют, помимо латвийского, гражданство другой страны. Таких стран-«дублеров» – 79, и располагаются они на всех континентах, кроме, естественно, Антарктиды.

Наши сограждане имеют паспорта и весьма экзотичных для нас государств вроде Монголии или Гватемалы, Египта, Доминиканской Республики, Алжира и даже Афганистана с Бирмой. На 59 таких стран приходится всего 500 граждан, 1423 человека являются еще и гражданами 12 стран, 16 397 – семи, а 12 473 – граждане США. Такая вот статистика. И о чем она говорит?

29.11.2005 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий