Янис Стрейч: Я очень люблю латгальцев – у них добрая и открытая душа

фото: gorod.lv
фото: gorod.lv

Имя кинорежиссера, сценариста, общественного деятеля Яниса Стрейча известно далеко за пределами нашей страны. 

Да и в Латвии вряд ли найдется человек, который ни разу в жизни не видел его потрясающий «Театр», искрометный «Лимузин цвета белой ночи» или философский фильм «Мой друг – человек несерьезный».

К сожалению, теперь талантливый режиссер больше не занимается кино. Зато он открыл в себе новые таланты: он занялся изобразительным искусством. В Даугавпилсском краеведческом и художественном музее теперь можно увидеть выставку картин знаменитого режиссера под названием «До осени еще далеко». Во время ее открытия Янис Стрейч с удовольствием общался с журналистами и согласился дать порталу Gorod.lv небольшое интервью.

- Где вы черпаете вдохновение для своего творчества? В чём находите для себя радость жизни?

-  Наверное, в рисовании. Сейчас в моде всякие разные выкрутасы, модернизм, в котором нет души. Публику надо прежде всего чем-то удивить, вот потому и изготавливают какие-то непонятные и холодные инсталляции. Хоть я и не профессиональный художник, я этого не терплю, поскольку в хваленом модернизме нет души, а просто сплошное притворство. Как говорится, от лукавого, а не от Бога.

Сколько себя помню, мне всегда нравилось рисовать. В детстве отец научил меня делать традиционные латгальские глиняные фигурки. Я их делал так хорошо, что на пионерском слете здесь, в Даугавпилсе, получал призы за свои изваяния. Уже живя в Риге, одно время думал, что с кино не получится, поэтому весьма успешно, хотя и недолго,  занимался скульптурой.

Думаю, что не надо очень сильно зацикливаться на себе, мол, я такой замечательный: и художник, и скульптор, и режиссер, и т.д. Себя можно хоть Наполеоном считать, но главное, кто ты на самом деле и кем тебя воспринимают люди, особенно те, которым ты дорог.

- Когда вы вернулись к рисованию?

- Честно признаться, меня всегда удивляет, когда восхищаются моими картинами. Я же так, малюю немного.

Наверное, лет 25 назад я был в Екабпилсе, где клал доски в надежде построить дом. Устроил толоку, сижу после тяжелой работы и с тоской начинаю вспоминать дом моего детства, где бабушка была. Пребывая в таком сентиментальном настроении, подумал: вот надо бы все эти места нарисовать. Тогда взял карандаш и за один вечер примерно 30 набросков сделал.

Прошло время, и я совершенно случайно обнаружил эти рисунки у себя. Друг стал меня уговаривать продолжать рисовать, я взял пастельные мелки и что-то намалевал. Удивительно, что это получилось. С тех пор и началось: я тогда вытащил рисунки со своими детскими местами.

«To vietu vairs nav, tikai vietu vārdi vel skan.

Bet aiz vārdiem ainas, kas svešas man.

To vietu vairs nav, ko skraidi basām kājām…

Un laužu vairs nav. Tie deportēti uz debess vājām…».

- На ваших работах в латгальские пейзажи. Ваше сердце так и осталось в Латгалии?

- Я сюда приезжаю, как домой: тут все сразу свои. У латгальцев есть потрясающая особенность - открытая душа. Нет такой холодности, сдержанности, присущей латышам. С Даугавпилсом меня очень многое связывает, я очень люблю ваш университет, даже считаюсь его кадром. (Прим. ред. – Я. Стрейч является патроном Молодежной гуманитарной академии ДУ). Я получил признание студентов, они меня очень полюбили, как и я их.

Я вообще очень люблю людей, занимающихся своим делом, которых много и в Даугавпилсе, и в Прейли, и в Латгалии.

- Вы являетесь почетным гражданином Прейли, сейчас стали еще и почетным резекненцем. Не против стать еще и почетным даугавпилчанином?

- Это уже вопрос к вашим властям. Мне очень приятны такие звания. А в Прейли мне еще и вручили герб города из чистого золота, который мне очень дорог как знак признания. Ведь Прейльский край – моя родина, поэтому для меня этот подарок очень ценный.

- Спасибо и удачи!


Написать комментарий