Три новых источника предвыборного страха

Латвийская политика очень примитивна. Нашей политической кухне всегда требуется образ врага, с помощью которого можно эмоционально запугивать избирателей и получать их голоса... Этот страх должен полностью заслонить собой то, что практически ни одно из обещаний правящих партий в экономической и социальной сфере не выполнено.


Как правые партии будут ловить голоса избирателей


Кто последний в очереди?


Раньше с нагнетанием страха все было очень просто: вот она, Россия – страшная и ужасная – совсем рядом, а вот живущие в Латвии русские, которые являются «пятой колонной»… Долгие годы для всех правящих партий это был единственный эмоциональный рычаг, с помощью которого они приобретали голоса.

Но с течением времени этот «ужасный» образ начинает бледнеть: мы вступили в НАТО и Евросоюз, Россия как-то отдалилась от нас, зато появились новые угрозы, о которых консервативное большинство, вступая в Европу, даже не подозревало и не думало, – по каким правилам нам в этой Европе придется играть…

Можно мысленно представить себе длинную очередь – вереницу партий, стоящих в очереди к «антироссийскому» источнику. Первыми к нему припадают «гарденыши», «Клуб 415», ТБ/ДННЛ, за ними стоят «Новое время», Народная партия и так далее. Но проблема в том, что если раньше этого «источника» хватало на всех, то сейчас его напор ослабел и эмоциональность падает.

Эмоциональность источника с угрозами я бы сравнил с «эффектом наркомана», который должен все время увеличивать дозу, чтобы достичь «кайфа». И если риторика по поводу российской угрозы начинает гаснуть, то нужно немедленно придумать что-то новое – о том, что надо вывозить оккупантов, тормозить натурализацию, лишать гражданства…

Это оружие тех партий, которые стоят в конце очереди и ожидают, когда они доберутся до «прилавка». А если в этот сладкий момент товар закончится? Что тогда прикажете делать?

А ведь за каждой партией стоит экономическая группировка, которая сегодня рвется во власть не столько для того, чтобы заработать деньги (приватизация-то заканчивается!), столько для того, чтобы удержать завоеванные позиции. Пример Ходорковского многих заставил задуматься. А безопасность бизнесменам гарантирует только серьезный политический контрольный пакет в Сейме. И для «покупки» этого пакета все средства хороши…

Беда пришла, откуда не ждали!


За последний год произошли некоторые явления, которые в корне изменили политическую ситуацию и вектор поиска «образа врага». Первым шоком для консервативного латышского избирателя стало шествие геев и лесбиянок. Те люди, которые хоть немного интересовались правилами, по которым живет Европа, все это прекрасно знали и для них это не было новостью. Но консервативное большинство, которое кричало: давайте быстрее вступим в ЕС, потому что нас преследует «страшный зверь Россия», теперь отдышалось, осмотрелось, и то, что оно увидело, вызвало настоящий шок! И последовала реакция партий, стоящих последними к источнику «страшилок».

Первая партия сразу сообразила что к чему и начала действовать. Новую ситуацию можно сравнить с «золотой лихорадкой» в Калифорнии – не успел пронестись слух о том, что в каком-то месте нашли золото, как золотоискатели на своих повозках уже мчатся осваивать золотоносные участки… То же самое и в политике.

Борьба с гомосексуалистами? Прекрасно. Раз часть общества это цепляет, надо «разрабатывать» участок… И Первая партия старательно поддерживает эмоциональный накал, много разглагольствует о семейных ценностях, подает поправки к Сатверсме, разрешающие в Латвии только разнополые браки. Мой прогноз: перед выборами этот новый источник – борьба с геями и лесбиянками – будет осваиваться очень активно. И, возможно, не только Первой партией.

Второй источник был обнаружен Союзом зеленых и крестьян. Очень резкий наезд Вилиса Криштопанса на посольство США, на мой взгляд, – не крик души обиженного человека, а программное выступление. Это тоже совершенно новая тенденция – в консервативном большинстве копится недовольство новым «большим братом» – США. А поведение всех «больших братьев» всегда одинаково – вариант «слона в посудной лавке». И на «младших» они всегда смотрят свысока… И обиду на такое отношение вполне можно использовать для политики.

А спусковым крючком разочарования по отношению к «оплоту демократии» – США, на мой взгляд, стал визит в Ригу Джорджа Буша и сопутствовавшая ему «очистка» города. Фактически впервые представители консервативного большинства поняли, что США – это новый «большой брат», перед которым власти подобострастничают. Пиарщики зеленых прекрасно поняли это настроение и решили воспользоваться новым эмоциональным источником. Это их «открытие». Конечно, «наезд» на США несет в себе и определенную опасность, но так как «источник» обещает на выборах процентов десять голосов избирателей, то можно рискнуть…

Есть еще и потенциальный третий источник – страх перед иммигрантами. В нынешней демографической ситуации иммиграция в Латвию, в принципе, является неизбежной. Это вопрос времени. Уже сейчас в Латвию завозятся украинские, молдавские, турецкие рабочие. Пока этого не видно, но темпы процесса нарастают…

Большинство населения пока еще не осознало эту угрозу. Но есть признаки, свидетельствующие, что некоторые партии готовятся с возмущением реагировать на наплыв иммигрантов. По крайней мере депутаты ТБ/ДННЛ в Европарламенте явно хотят занять нишу правой антимиграционной партии. Да и некоторые другие правые партии «облизываются» на этот эмоциональный источник, как коты.

Зачем избирателю думать?


Вы спросите, зачем нам эмоции? А потому что без эмоций нет политики. Если люди начнут выбирать не сердцем, а разумом, то политикам придется предъявить результаты своей работы, которых практически нет. Поэтому все партии дружно ищут врага, который должен так напугать, чтобы эмоции захлестнули разум. И чтобы избиратели не думали о «мелочах» – низких зарплатах, жалких пенсиях, дорогом бензине…

Серьезную сумятицу в умы консервативного латышского населения внес и визит в Ригу Бориса Березовского. Раньше существовал стереотип: все, что идет от Москвы, – это плохо, и враг Москвы – это наш лучший друг.

Но тут случилось страшное – столкнулись сразу два страха. С одной стороны, Березовский – враг Кремля, и его надо любить. А с другой стороны, Березовский – олигарх и вполне может скупить оптом и в розницу латвийских политиков, предприятия, земли, телеканалы и газеты. И в конце концов начать управлять латвийским государством! А тут еще видные представители латвийской политической элиты радостно бегут к Борису Абрамовичу смотреть мультики для дебильных детей и неубедительно рассказывают о том, как им было интересно… Так возникает «сбой в программе» – что делать, если «враг Кремля» хочет получить в Латвии некое политическое влияние? Чего бояться больше – Кремля или его врага?

Словом, беда пришла откуда не ждали – с Запада. Казалось, закроем двери на восток, и все будет в полном порядке. А тут вам, пожалуйста, только вступили в ЕС и НАТО, и нате – шествия голубых, высокомерие «большого брата», визиты олигархов-манипуляторов, которые хотят все скупить… Оказалось, что мы живем не просто в осажденной крепости, мы живем в осажденной крепости, комендант которой продался…

Как воевать на два фронта?


На этом новом фоне возникает интересная для русскоязычного населения ситуация, потому что открывается второй фронт. Мы, русские, по сравнению с арабами уже не кажемся такими уж страшными. Мы не ассоциируемся с угрозой для семьи и брака. Мы уже не олицетворяем того «большого брата», который будет угнетать Латвию в будущем. Так что получается, латыши и русские оказались в одной лодке.

Враждуя со всеми сразу, можно просто физически свихнуться. Тем более что сегодня латышские политические партии заинтересованы в том, чтобы разрабатывать новые, «западные», источники страха, которые им кажутся перспективнее старого страха перед Россией.

К тому же все более явственным становится социальное расслоение общества и недовольство бедных богатыми. На этом в свое время мастерски сыграло «Новое время», обещав показать кузькину мать всем коррупционерам. Но и это обещание осталось только обещанием.

А еще сегодня происходит определенная кристаллизация политического спектра. Если раньше на выборах Сейма всегда появлялась некая новая политическая сила (то Зигерист, то социал-демократы, то «Новое время»), которая традиционно завоевывала большинство избирателей, то теперь политический спектр начинает костенеть. Скоро будет принят новый закон о политических партиях, предусматривающий увеличение количества членов партии, ужесточаются правила финансирования. И мелким партиям придется очень нелегко…

Понятно, что все это делается для того, чтобы в Латвии осталось пять-семь партий – скажем, в Европе самой молодой партией является зеленая, созданная в 70-е годы. И все – позже ни одна новая политическая сила на арену не выходила! И поэтому выборы не несут никаких неожиданностей – партии периодически сменяют друг друга во власти. К этому варианту идет и Латвия. Но этот вариант без неожиданностей чреват другим явлением – крайне низкой активностью избирателей. В последних парламентских выборах в Польше приняли участие менее 40 процентов избирателей.

Если и в Латвии перед выборами не будет предлагаться ничего нового, то на выборы придут избиратели тех партий, которые связаны с избирателями не столько эмоционально, сколько прагматически – как, например, избиратели Народной партии. Ведь эта партия имеет большинство во многих самоуправлениях страны, и множество людей кровно заинтересованы в том, чтобы «народники» остались у власти. В свое время похожий электорат был у «Латвийского пути» – партии первого поколения латвийских чиновников.

Что новая ситуация дает русским?


Что же касается русских, то все очень просто. Если они будут пассивны, то это по сути будет молчаливое согласие с ныне существующей системой. Если же активность русских избирателей увеличится, то русские партии смогут существенно увеличить свой пакет голосов в Сейме. И тогда возникнет совершенно другая ситуация. В латышском политическом спектре есть партии, которые запрограммированы на уничтожение друг друга – как «Новое время» и Народная партия. Да, сегодня они вынужденно существуют в одном правительстве, но только потому, что у них нет поля для маневра. Каждая из этих сил может одержать победу только при поддержке партий, за которые голосуют русскоязычные жители Латвии.

И сейчас вопрос заключается в следующем – какая из латышских политических сил решится вступить в коалицию с нелатышскими партиями, чтобы вместе начать решать проблемы национальных меньшинств. Тем самым эта партия обеспечит себе стратегическую поддержку нелатышских партий и получит решающее преимущество перед своими конкурентами на долгие годы. Кто это будет? Скорее всего, мы об этом узнаем уже после выборов в Сейм. Прорыв русских во власть состоится уже в ближайшем будущем, но при условии, что мы будем сильны и организованны, а наши избиратели и сторонники – активны и неравнодушны.

19.10.2005 , 11:06

chas-daily.com


Написать комментарий