Антонина Пикуль: «Пророчества Валентина Саввича сбылись!»

В редакции «Часа» побывала дорогая гостья - Антонина Ильинична Пикуль. Вдова замечательного русского писателя, автор четырех книг о жизни и творчестве Валентина Пикуля в течение часа отвечала на вопросы журналистов и по горячей телефонной линии.


- Валентин Саввич отличался поразительной продуктивностью. Откуда это у него?

- У Пикуля не было высшего образования. Все его образование – пять классов обычной школы и военная специальность в школе юнг. По его собственному свидетельству, после окончания войны в 17 лет он «сошел со скользкой палубы корабля и с какой-то неистовой силой устремился в литературу, как будто только там меня и не хватало». И за 40 лет литературной работы написал 28 томов морских и исторических романов и миниатюр.

Секрет такой продуктивности в том, что он не мог жить без работы. Очень много читал, изучал, копался в источниках. Готовясь к написанию романа, он каждый день прочитывал по 200- 300 страниц научных трудов или документов.

При работе над романом «Фаворит» в списке источников и литературы значились 552 сочинения – целая библиотека!

Когда все было прочитано и выстраивалась фабула романа, он садился за каторгу выплескивания всего впитанного на бумагу. При этом он говорил: «Как большой лентяй, для того чтобы освободиться для своего хобби (пополнения коллекции русского исторического портрета. – Ред. ), я стараюсь как можно скорее дописать роман». А писал он по 15- 20 машинописных страниц в день, точнее, за ночь. Это рекорд и для очерка современных событий, а тем более исторического повествования!

- Над чем сейчас работаете?

- С издательством «Молодая гвардия» договорились о книге о Пикуле для серии «ЖЗЛ». Закончила работу над книгой воспоминаний современников о Валентине Саввиче «Живет страна Пикулия». Московское издательство «Вече» обещало ее выпустить к этому Новому году. Планирую издание альбома-фотолетописи жизни писателя и каталога его уникального собрания русского исторического портрета. Дел невпроворот!

Валентин Саввич оставил обширнейший архив, неразобранными лежат генеалогические сборники и исторические выкладки, переписка и записи – а это тысячи страниц. Мне трудно справиться со всем этим в одиночку, а с реальными помощниками что-то не особо густо.

- Во Франции есть влиятельный клуб друзей Дюма-отца. Существуют ли клубы друзей, читателей и почитателей Валентина Пикуля?

- В настоящее время в Риге нет такого клуба. Какое-то время после смерти Валентина Саввича у меня собирались его близкие друзья, товарищи, читатели – говорили, спорили, обсуждали… Но потом многие разъехались, а для меня сейчас главное – подготовить к изданию материалы из архива Пикуля. Подобные клубы есть в Санкт-Петербурге, Кирове, Перми и Новосибирске, и я готова оказать посильную помощь тому, кто возьмется за его создание в Риге, городе Пикуля.

- Самый тиражный писатель Латвии (более полумиллиарда томов!), Пикуль прожил в Риге без малого 30 лет, но ни на одном из двух домов, где он жил, до сих пор нет памятного знака…

- Этот вопрос пытался поднять еще во времена Верховного Совета ЛССР друг Валентина Саввича, капитан I ранга Смирнов. На его запрос по мемориальной доске и переименованию улицы Весетас в улицу Пикуля тогда ответили отказом. Поскольку на этой улице живет много латышских писателей, художников, композиторов, русский писатель Пикуль никогда не будет на ней увековечен. Раз русский – пусть им занимается Россия…

Конечно, мне очень хочется увидеть мемориальную доску на доме, где жил Пикуль, но тут есть один нюанс. Валентин Саввич мне как-то сказал: «Никогда ни о чем не проси чиновников. Они тебя только унизят и никогда ничего не сделают!» Я навсегда запомнила эти слова и никогда ни у кого не просила. Даже об увековечении его памяти. Инициативы появлялись из гущи общественности. Со мной связывались люди из Владивостока, Балтийска, Североморска, Северодвинска и просили разрешения назвать улицу или библиотеку именем Пикуля, приглашали приехать на открытие. Открытие мемориальной доски в Риге чем могу поддержу, но инициатива должна исходить от латвийских читателей Пикуля.

- Пикуль похоронен в Риге, на Первом Лесном кладбище. Как получилось, что его забыли упомянуть в перечне знаменитых писателей и литературоведов у кладбищенских ворот?

- Может быть, это специальная латышская доска, где упомянуты только свои писатели?.. Хотя там и нет фамилии Пикуля, латвийцы и россияне находят дорогу к его могиле. Бывает, прихожу, а там стоит граненый стакан и кусочек черного хлеба… Пикуля не забывают.

12.10.2005 , 15:35

chas-daily.com


Написать комментарий