Или ты лоялен – или ты журналист?

«Час» заинтересовался вопросом: смогут ли получить гражданство путем натурализации журналисты, которым нелояльность преподают... в Латвийском университете в рамках изучения профессии.


Перед таким выбором ставят журналистов поправки о лояльности к закону о гражданстве


Вот такое противоречие: критика власти и оппозиционность к ней – профессиональное качество работников средств массовой информации. В противном случае они не выполняют свой долг – быть сторожевыми псами демократии – и, значит, журналистами называться не могут.

Представим: я, латвийский журналист, русский по национальности, негражданин, не могу получить гражданство путем натурализации, потому что даже любому студенту, учащемуся на факультете журналистики, известно, что журналист должен находиться в оппозиции к государственной власти.

Прямая обязанность журналиста состоит в том, чтобы сомневаться в достоверности официальных источников. В ином случае общество так и не узнает, что происходит в стране на самом деле. Получается, что я нелоялен по определению, и если следовать букве будущего закона, то дорога в светлое гражданство мне и всем другим журналистам-негражданам заказана.

Прокомментировать закон и свою ситуацию я попросил старших товарищей, уважаемых в стране журналистов и преподавателей журналистики.

Александр Мирлин, журналист и преподаватель:

- Да, в законе термин «лояльность», к сожалению, трактуется очень широко. Возможно, что некоторые интерпретации этого понятия могут привести к противоречию с функцией журналистики, которую на Западе принято называть функцией сторожевого пса: критическое отношение к системе государственного управления (но не к государству как таковому, не к своей стране!), защита интересов налогоплательщиков, оценка действий органов управления. Все то, что называют защитой демократических интересов.

Инта Брикше, декан факультета социальных наук ЛГУ, ассоциированный профессор:

- Мне кажется, закон нельзя так широко трактовать, как это делается в данном случае. К сожалению, у нас в стране нет общего понятия лояльности. Нам надо с ним определиться. Ведь та же демонстрация профсоюзов на Домской площади – это ведь тоже акт нелояльности к государственной власти. Что же, участников гражданства лишать?

- А как быть со мной, «нелояльным» журналистом-негражданином?

- Мне кажется, в данном случае нельзя переносить американскую трактовку журналистской оппозиции к власти на нашу действительность, – ушла от ответа Инта Брикше.

Эйжения Алдермане, начальник Управления натурализации, вообще не видит здесь проблемы:

- Многие страны мира при предоставлении гражданства требуют лояльности, в этом нет ничего нового. Если вы в своих статьях будете призывать людей к свержению существующего государственного строя, провоцировать их на враждебные действия, то таким образом вы проявите нелояльность и вам, естественно, откажут в предоставлении гражданства. Но если вы напишете про коррумпированного чиновника, то это не имеет отношения к лояльности. Если вы не нарушаете законов Латвии, несудимы, то у вас также нет препятствий для получения гражданства – при условии успешной сдачи экзаменов, конечно.

…В Латвийском государственном бюро по правам человека мне также посетовали, что, дескать, термин «лояльность» уж больно широк и надо бы его сузить.

Чувствую, что в итоге сужать понятие «лояльность» и трактовать его на свой лад будет обычный латвийский чиновник. Он сам подыщет термину достойные синонимы. Например: лесть, раболепие, чинопочитание…

08.10.2005 , 11:05

chas-daily.com


Написать комментарий