Брадфорд против бреда УДГМ

Ситуация по местным меркам рядовая: очередной гражданке Латвии при смене паспорта изуродовали фамилию. Фамилия оказалась не простой, а знаменитой, самой что ни на есть английской, доставшейся от мужа, гражданина Великобритании, телевизионного журналиста


Моя твоя не понимать

Реклама

Произошедшее было воспринято иностранцем — носителем родовой фамилии адекватно европейскому менталитету: он был настолько возмущен, что написал письмо президенту Латвии Вайре–Вике Фрейберге, в котором обещает рассказать в ЕС о нарушениях прав человека и отсутствии элементарных свобод в нашей стране…

Ядвига Рожанска не была в родном Даугавпилсе почти шесть лет. Сначала училась и жила в Польше, затем вышла замуж за гражданина Великобритании и переехала в Англию, где родила двоих сыновей. Возможность погостить у родителей вместе с детьми представилась только этим летом. Как и возможность решить давно назревшую проблему — поменять паспорт, взяв наконец–таки фамилию мужа. К этому событию Ядя готовилась заранее. Звонила из Англии в латвийское УДГМ, узнавала, какие ей понадобятся документы. Говорили, что нотариально заверенный перевод свидетельства о браке и заявление. Однако когда Ядя предстала пред светлые очи сотрудников Даугавпилсского УДГМ, оказалось, что законы успели поменяться: кроме вышеназванных документов требовались дополнительные справки из Англии. С большим трудом их собрал и прислал Яде муж. Вскоре выяснилось, что только зря потрачены время и деньги.

Рассказывает Я. Рожанска:

— Когда я во второй раз пришла в УДГМ, меня встретили неприветливо. Чиновница спросила, почему я вышла замуж два года назад, а обращаюсь за новым паспортом только сейчас. На что я ей как на духу ответила: “Я только недавно решила поменять фамилию. Чтобы была одна фамилия на всю семью. Ведь в этом нет ничего плохого?” На что мне был задан второй вопрос: “А почему в вашем свидетельстве о браке не записано, что вы желаете взять фамилию мужа?” “Ну вы же видите, свидетельство английское, в котором подобные записи делать не принято”, — говорю. “Странно”, — констатировало должностное лицо и ушло на 40 минут консультироваться.

Мою просьбу обещали рассмотреть и через какое–то время действительно пригласили в УДГМ подписать документы. Смотрю в них и не могу поверить своим глазам: в одной из граф вместо семейной фамилии Брадфорд стоит странная надпись “Бредфорде”. По наивности указала женщине на целых две допущенные ошибки, которые сразу предложила исправить. А мне отвечают: “Нет, исправлять ничего не будем. Посмотрите перевод: ваш муж Бредфордс, значит, вы — Бредфорде. Это и есть ваша новая фамилия”…

Бред в квадрате

— Я, конечно, ничего подписывать не стала, а позвонила мужу и рассказала о происшедшем, — вспоминает Ядя. — Ричард, уже приехавший к тому времени в Даугавпилс, был в шоке от услышанного. Во–первых, от того, что его, гражданина Великобритании, урожденного Брадфорд, в Латвии окрестили Бредфордсом. Во–вторых, что мне хотят навязать абсолютно чужую для нашей семьи фамилию. С вопросом, что же можно в подобной ситуации сделать, мы уже вместе отправились в УДГМ, где нам ответили: “Если вы очень попросите, то единственное, чем мы можем вам помочь, — записать в паспорте фамилию не Бредфорде, а Бредфорда”… Данный вариант ни меня, ни мужа, естественно, тоже не устроил. Нам посоветовали обращаться в департамент по госязыку. Я туда позвонила, обрисовала ситуацию, рассказала, что в Англии я два года пользуюсь фамилией мужа, что мои кредитные карточки, налоговая карта, все документы давно оформлены на фамилию Брадфорд, что в Латвии я жить не собираюсь. Мне посоветовали… не менять фамилию, если в латышской форме она мне не нравится. Спрашиваю: “Неужели, для того чтобы перейти на фамилию мужа, мне придется отказаться от латвийского гражданства?” — “Это тоже один из вариантов”. А затем мне была сказана фраза, поразившая меня до глубины души: “Вы, конечно, можете подать на нас в суд. Но пока никто еще не выиграл”…

Ричард был настолько возмущен, что не мог успокоиться. “Да что у вас в Латвии за законы? В Англии человек может пользоваться какой угодно фамилией, и никто не имеет права ее искажать, а тем более намеренно изменять!” Не зная, к кому бы еще обратиться, чтобы добиться справедливости, он в один вечер сел за компьютер и написал письмо латвийскому президенту. На понятном ВВФ английском языке. Поскольку письмо весьма любопытное и познавательное, предлагаем его вниманию читателей в русском переводе.

Латвию опишут и покажут!

“Дорогая президент Латвии Вайра–Вике Фрейберга! Я обращаюсь к Вам как проводящий расследования журналист, обычно работающий в жанре документального кино на телеканалах 4 и 5. Будучи женатым на гражданке Латвии, я в настоящий момент заинтересовался латвийскими реалиями.

У нас двое маленьких детей, которые родились в Англии, являются подданными Великобритании. Я тоже гражданин этой страны. Моя жена, гражданка Латвии, хотела бы носить мое родовое имя Брадфорд. Потеряв два рабочих дня (по 160 фунтов за день), потратив 50 фунтов на оформление переводов и всех необходимых документов, мы наконец–то смогли обратиться в Даугавпилсское УДГМ. Спрашивается, для чего? Только для того, чтобы услышать, что мое родовое имя не Ричард Фридрих Брадфорд, а Ричард Фридрих Бредфордс? И что моя жена может взять только латышскую форму фамилии, которая по сути уже не является моей? Могу ли я Вас спросить: что же происходит с латвийским менталитетом? Неужели эта страна настолько зачухана? Если она так зациклена на националистических убеждениях, то почему старается показать себя перед Западом с самой лучшей стороны? Хотя на самом деле запрещает своим гражданам иметь всякие отношения с этим самым Западом.

В Англии любой человек может взять себе такое имя, какое ему только захочется, даже выдуманное. Единственное, что требуется, — официально это оформить. Что моя жена должна делать с паспортом гражданки Латвии, в котором пишется “Ядвига Бредфорде”, если ее муж и сыновья носят имя Брадфорд? И почему моей жене отказано в праве носить мою родовую фамилию, в то время как латвийское государство разрешает таким компаниям, как Avon и Dunlop, использовать их оригинальные имена. Ведь согласно вашим законам они должны писаться как Avone и Dunlope. Не потому ли, что вам поддерживать хорошие отношения с богатыми компаниями выгодно, а права простых людей игнорируются, потому что они имеют для вас слишком маленькое значение? Если это так, то латвийские реалии настолько ужасны, что являются хорошей темой для заголовков крупнейших европейских газет.

Я был в Латвии всего неделю, но всюду, куда бы я за это время ни обращался, я натыкался на непробиваемую стену равнодушия чиновников. У меня сложилось впечатление, что вся энергия латвийского правительства уходит на то, чтобы показать миру Латвию с самой лучшей стороны, демократическим и справедливым государством. Лично я нахожу эту страну неинтересной, поскольку она свою гордыню ставит выше, чем толерантность и справедливость. И это не только мое субъективное мнение. Это точка зрения Запада.

Довожу до вашего сведения, что пока в Латвии не поменяются законы и Ядвига не сможет носить мою родовую фамилию, ее фамилия останется прежней. Мое же имя ни одна страна, включая Англию, не имеет права изменять. Тем более регистрировать меня как Бредфордс. Как латвийский президент вы имеете привилегии решать будущее Латвии. Поэтому позвольте дать вам совет внести поправки к закону о облатышивании фамилий — хотя бы в отношении граждан, которые сочетаются законным браком с гражданами других государств. Причем это нужно сделать как можно быстрее, потому что тема очень болезненная. Потому что сохранять существующую ситуацию — самый лучший повод, чтобы пригласить сюда западных журналистов и рассказать им, что же на самом деле представляет собою Латвия. Страна, в которой гражданство получили в 10 раз меньше людей, чем в Лондоне, но в которой расизма, похоже, в 10 раз больше.

Письмо жду по такому–то адресу, желаю всех благ. С уважением Ричард Фридрих Брадфорд".

Ричард отправил письмо Вайре Вике–Фрейберге в минувшую пятницу. С нетерпением дожидается ответа. В том, что он его получит, журналист не сомневается. Разве может быть иначе в демократической, справедливой стране? Пока же он не перестает удивляться латвийским реалиям. Ужасным дорогам, системе платной медицины (в небедной Англии медицина до сих пор бесплатная). “Две недели, проведенные в Латвии, полностью вывели меня из душевного равновесия, — признается Ричард Брадфорд. — Единственное, что успокаивает: у меня, наверное, получится отличный фильм”.

“Вести Сегодня” желает своему коллеге творческих успехов. Правдивое документальное кино о парадоксах Латвии нужно было снять давно. А тут подвернулся такой отличный повод!

02.09.2005 , 14:40

Вести сегодня


Написать комментарий