Дышим глубже — идет эксперимент 1

Какие бы прожекты ни строили наши бизнесмены, в какие бы «кисельные берега» их ни запускали, толку, как правило, не было!

Какие имена, какие должности, какую быль творили люди — просто сказки! Чтоб сказки делать былью, власть не стеснялась прочесывать карманы горожан — одна такая «сказка» по закупке топлива обошлась налогоплательщикам ровнехонько в полмиллиона! Уж сколько лет все ищут, но нет ни топлива, ни денег! И вот те, горожанин, очередной проект: верь не верь — совсем не надо твоих денег! И топливо кругом! Всего один момент: возможно, жить мы скоро будем на полигоне по уничтожению особо опасных, совсем не бытовых, отходов.

«Песнь соловья»

В родной Даугавпилс вернулся неизвестный доселе меценат Михаил Соловьев. Вернулся главой акционерного общества Eko pasaule, и не просто так, а с идеей — подарить городу разработанный им пилот-проект. Суть подарка: постройка в центре города (на территории ЛРЗ) газогенераторной станции, работающей на отходах деревообрабатывающего производства, считай — на опилках. Получаемый установкой генераторный газ по трубопроводу будет подаваться на ТЭЦ-2. Мощность установки — 5 мегаватт (можно обогреть 5 стандартных 60-квартирных домов), древесных отходов, по расчетам г-на Соловьева, у нас навалом! Плюсы: экологически чистое производство, вывоз и переработка древесных отходов, дешевый газ. Вопросов нет — идея действительно блестящая!
Дело за малым — за бумагами. Ради душевного спокойствия неплохо бы взглянуть на сертификат безопасности установки — все-таки ноу-хау, интересно знать составляющие экологичности: выбросы в воздух, транспортировка, утилизация отходов. И, главное, каких именно. Потому как на недавнем «всенародном обсуждении» экспериментаторы вдруг заговорили о другом топливе. Два года кряду были опилки, и вот те на: «какой-то» там гудрон!
Занятый делами в Риге, г-н Соловьев пообещал приехать и дать исчерпывающие ответы газете в прошлую среду, затем — в пятницу. В Даугавпилсе был замечен, но не позвонил. Время идет, вопросов становится все больше.

Утилизируй — и получай монету!

Во-первых, что за ноу-хау «сообразил» г-н Соловьев? Газогенератор — вещица обыденная, изобрести нечто эксклюзивное впору разве что нобелевскому лауреату. После некропотливых поисков в Интернете выдалась возможность сравнить два фото. Одно сделано на территории газогенераторной станции ЛРЗ. Подпись под вторым фото: «Разработчик ООО «Микрон», г. Ангарск, Россия». Человеку, отличающему розетку от лампочки, не составит труда сделать вывод: данные газогенераторы — братья-близнецы! Приглашаем желающих набрать в поисковике ключевое слово «Газогенераторы кипящего слоя», полистать сайт разработчика, взять местные газеты и сравнить фото.
Горожанам продвинутым, имевшим тройку по арифметике и что-то слышавшим о теплотворности, предлагается другой тест. Есть некая установка мощностью 5 мегаватт. По условию, опилки и щепа имеют теплотворность около 1,4 мегаватта. Вопрос: есть ли смысл в установке 5 мегаватт и сколько нужно установок, чтобы выйти на данную проектную мощность? Ответ для конченых двоечников: смысл в установке 5 мегаватт есть только в том случае, если установка предназначена для сжигания, например, опилок и «какого-нибудь» гудрона! Засыпай хоть две тонны опилок — полезный «выхлоп» более 1,4 мегаватта (максимум) не выжмешь! Другое дело — три-четыре установки, работающие параллельно. Только где взять столько нужной щепы, давно ставшей ценным сырьем?
Что же говорит и делает сам г-н Соловьев? Г-н Соловьев делает миниатюрную установку, проводит испытания на щепе, а запускать собирается совсем другую — 5-мегаваттную! И что говорит? Так и говорит: «При незначительной переделке в газогенераторе можно перерабатывать различные заводские отходы, а также гудрон и так далее…» О «так далее» мы поговорим в конце статьи.
Сейчас о том, что собой представляет сернокислый гудрон и о так называемых латвийских Инчукалнсских болотах, где этой дряни, ни много ни мало, 25 тысяч тонн!
Безотходных технологий по утилизации гудрона не разработал никто. При его сжигании атмосфера буквально насыщается вредными веществами (на один килограмм гудрона приходится 43,5 г серы, в воздух выбрасывается полтаблицы Менделеева).
Именно эту заразу — сернокислый гудрон с Инчукалнсских болот, по данным нашей газеты, и предполагается сжигать на территории ЛРЗ! За год планируется сжигать 5 тысяч тонн! За каждую такую тонну сернокислой гадости государство согласно платить кому угодно 60 латов за тонну!
Другими словами, Даугавпилс ждет экологическая катастрофа! Говорит об этом и руководитель Даугавпилсского регионального управления среды Павел Кацарс, назвавший отчеты г-на Соловьева поверхностными и не соответствующими действительности.
Разницу между сжиганием опилок и сернокислого гудрона легко почувствовать, приготовив шашлык не на дровах, а на старой покрышке. Однако именно такой гадостью нам предлагают дышать круглые сутки! Технологический процесс не допускает перерывов — полученный газогенераторный газ, в отличие от природного газа, в «бочки» не соберешь. В сторону очистных сооружений у нас, понятно, думать не принято.
Из дерьма не сделаешь конфетку — отличники это знают. Зададимся вопросом: куда, к примеру, девать ту же золу? Не ту золу — из домашней печки, которой удобряют огород. Или уже окончательно решено везти отходы на без того коптящую свалку в Демене? Скорее всего! Еще один золотой ручеек: утилизируй — и получай! Причем польется на «край озер» дерьмо со всей Европы! Все просто: хотя Латвия ратифицировала решение Базельской конвенции, ввозить опасные отходы в страну, где имеется специальное оборудование с разрешением на подобную деятельность, очень даже можно. При продажности наших чиновников достаточно получить один нужный сертификат — и поезд уже не остановить!
Есть в деле и такой аспект. В следующем году с вводом локальных станций ТЭЦ-2, куда г-н Соловьев собирается подавать газ, будет закрыта. Какой смысл вырабатывать газ, который подавать некуда? И вообще, если цикл работы газогенераторной установки непрерывный, чего г-н Соловьев собирается отапливать летом? Греть уличный воздух? Видимо, данные аспекты изначально не главные в задуманном деле. Видимо, идея совсем даже не в обогреве, а в утилизации особо опасных отходов! Нехай горит себе сутками. Все чинно, мирно: дерьмо горит, деньги капают, все улыбаются — и дышат.
Итак, если цель новой газогенераторной станции — под прикрытием чистой «древесной технологии» заняться утилизацией опасных отходов, а все на данной схеме сходится, куда смотрят наши рядовые депутаты, четыре вождя и мэр? Им-то деньги, надо думать, не г-н Соловьев платит? Один ответ есть. Оказывается, «крайне негативно относясь к сжиганию «всякой гадости» в центре города», наша городская дума «будет опираться на решения Министерства среды…» Так сказала мэр. Другими словами, будем ждать, откуда ветер подует. То ли собственного ума не хватает нашим «слугам», то ли по укоренившейся привычке выжидают чего, но явно невдомек: куда бы ветер ни дул, установка, она в центре города, дерьма хватит всем.

Еще одна «песнь»

В 2003 году разразился грандиозный скандал — в Латвию было ввезено нескольких тысяч тонн костной муки, сжигание которой в стране запрещено. Все центральные СМИ следили за тем, как развиваются события, начавшиеся с доставки в порт Вентспилса опаснейших отходов. Как известно, ЕС запретил использование костной муки в пищу скоту: специалисты считают, что данный продукт переработки является источником возникновения различных заболеваний. Перед Европой до сих пор стоит глобальная проблема утилизации этой муки. Дело это достаточно дорогостоящее, значит, и выгодное: любой фирме, которая за него возьмется, комиссия ЕС обещает по 100 долларов за тонну. Заметим: за муку не утилизированную, а просто вывезенную.
Как и почти в каждом деле, нашлись ловкачи, решившие «срубить деньжат по-легкому». Появившиеся ниоткуда оффшорные фирмы в Министерстве охраны среды (?!) получили разрешение на поставку в Латвию костной муки со всей Европы для последующей, как было сказано в договоре, утилизации. Было обещано начать строительство соответствующих печей. Строить их, заметим, предполагалось в будущем, а завезти полмиллиона тонн отходов — еще в 2004 году. Когда же во время разгрузки теплохода над Вентспилсом поплыл «синий туман» и по окрестностям разнеслась невыносимая вонь, местные власти и региональное управление охраны среды забили тревогу. Вскоре нашли и тех чиновников, кто втихаря дал разрешение на то, чтобы всю Латвию на полметра (!) засыпали опаснейшими для окружающей среды отходами. Чиновников быстренько уволили, а фирмы с мудреными иностранными названиями как по мановению волшебной палочки растворились в воздухе. Остался только представитель одной из них, той самой, что успела завезти в Латвию четыре тысячи тонн муки. Фирму обязали, а было это, напомним, в 2003 году, немедленно вывезти отходы куда угодно. До сих пор вывозят…
Но при чем здесь, спрашивается, г-н Соловьев? К чему вся эта история? К тому, что теплотворность костной муки «сродни» сернокислому гудрону. Муку тоже очень выгодно газифицировать, проще говоря — сжигать! Но об этом в следующем номере. Сегодня читатель пусть проникнется следующим: цивилизованные страны готовы платить бешеные деньги за утилизацию отходов. Такова неизбежная цена любого развития. Вопрос в том, почему «отхожим местом» медленно, но уверенно становится Латгалия. И наш чудесный город в частности…

01.09.2005 , 11:43

Роман САМАРИН


Написать комментарий

Достали со своими эксперементами - экскрементами. Ворье, тока бы бабкт нахаляву получать. Ничо производить не хотят.