Валмиерский наезд

Гастроли провинциального театра пользовались успехом у рижан

Лето в Риге без театральных гастролей — это нонсенс. Мы привыкли видеть у себя в гостях самые разные российские и нероссийские театры. Так происходило много десятилетий подряд, а в этом году с гастролями стало глухо, как в танке. Потому не удивительно, что настоящий фурор произвел приезд в Ригу Валмиерского драматического театра — настолько все истосковались по хорошим спектаклям.



“Геда Габлер” — нарядный спектакль
Целую неделю в Дайлес театре не было отбоя от желающих купить билетик. Тем более что валмиерцы привезли только три спектакля и они шли не на большой сцене, а в Малом зале. Особый интерес вызвала “Геда Габлер” известного латышского режиссера Ольгерта Кродерса — этот спектакль вошел в пятерку лучших за минувший сезон и номинирован сразу в шести категориях на награды “Ночи лицедеев”.
“Геда Габлер” — это классика, Генрих Ибсен. После долгого перерыва всегда ожидаешь увидеть что-то необыкновенное. Так было и на сей раз. Спектакль зрителю понравился. Прежде всего своей помпезностью. Сегодня зритель любит, чтобы спектакли были нарядными, живописно оформленными. “Геду Габлер” валмиерцы играют в роскошных костюмах и в шикарном интерьере — апартаменты на сцене обставлены настоящим антиквариатом. Не случайно на премии “Ночи лицедеев” номинированы сценограф спектакля Мартиньш Викарсис и художница по костюмам Кристина Абика.
Две исполнительницы женских ролей в спектакле заявлены в десятку лучших актрис прошлого сезона. Одна из них — Иева Путе в роли самой Геды — просто вызывающе хороша. Ее Геда красива, избалованна, поэтому немного взбалмошна и капризна. Про нее можно сказать — эпатажная женщина. Она не только знает себе цену, но и все свое окружение из мелочных и бездарных людей, достигших положения в обществе благодаря не достоинствам, а скорей своим недостаткам, ни в грош не ставит.


Меньшая часть айсберга
На игре Иевы Путе практически весь спектакль и держится. Остальные ей подыгрывают. За исключением разве что второй номинантки, Кристины Неварауски — она играет наивную простушку Элвстед, готовую принести себя в жертву кому угодно, лишь бы быть полезной.
Вот и все, пожалуй, основные достоинства этого спектакля. В остальном он оставляет желать лучшего. Сегодня каждый постановщик старается по-своему соригинальничать в определении жанра и стиля своей работы. Кродерс назвал “Геду Габлер” тоже претенциозно — “Страсти в двух частях”. Так вот страстей в “Геде Габлер” как раз дефицит. Мужчинам в спектакле не хватает изюминки и лоска, остроты и амбициозности, чтобы ярко и мощно проявить страстное желание обладать прелестной Гедой. Актеры играют скучно и неинтересно, не раскрывая движения души, отчего действия каждого из них часто кажутся немотивированными. Мы видим, что они делают, а почему — должны, вероятно, догадываться сами.
Впрочем, для латышского театра и для самого Кродерса это не внове. Таков сегодняшний стиль игры, когда на поверхности видна лишь меньшая часть айсберга, а остальная громадина наглухо скрыта под водой. Режиссер не считает нужным обнажать мотивы действий своих персонажей. Считается, что все и так понятно. Этими соображениями, наверное, руководствовалось и жюри смотра, включившее “Геду Габлер” в число лучших спектаклей минувшего сезона. А самого Ольгерта Кродерса жюри выдвинуло за этот спектакль в число пяти номинантов в категории “Лучший режиссер”. Станут ли Кродерс и “Геда Габлер” победителями, мы узнаем осенью, когда состоится “Ночь лицедеев”.

01.09.2005 , 11:24

Телеграф


Написать комментарий