«Срочно требуются физики!»

Перед началом учебного года многие школы страны безуспешно ищут педагогов. В Риге особенно тяжелая ситуация с учителями физики, а также английского, информатики и домоводства для мальчиков. Похоже, что скоро наших детей учить будет некому.

Банк или школа?

Наверняка на физмате недобор, решаю я. И ошибаюсь. В Латвийском университете в этом году на специальность “бакалавр физики” был даже конкурс: на 50 бюджетных мест 109 заявок! И так ежегодно. Специальность сугубо мужская, а диплом физика котируется в любом банке, достаточно вспомнить физиков И. Римшевича и Э. Репше.

Разве школа с ее средней зарплатой 170 латов может прельстить такого специалиста? Школы заманивают их чем могут — в Вентспилсе, как говорят, учителю физики даже предлагали квартиру!

В Риге поисками таких специалистов заняты сразу две престижные латышские гимназии. Звоню в одну из них — гимназию Hanzas, спрашиваю, нашли ли учителя. Узнав, что я из газеты, завуч Элита Лице восклицает: “А я уж было обрадовалась, что хоть один учитель позвонил!”

Оказывается, объявление в газете за две недели не дало никакого результата. Г-жа Лице призналась, что прежний физик ушел работать в министерство, а нового могут и не найти — дефицит физиков существует уже много лет, особенно в латышских школах.

В 37-й русской школе тоже подыскивают физика, поскольку прежний, не имеющий соответствующего педагогического образования, вынужден уйти на пенсию. “Это прекрасный учитель, я бы ни за что с ним не рассталась, но закон требует! — воскликнула директор Лолита Семенова. — А нового найти не могу — никто не звонит по объявлению”.

“Англичане” и “трудовики”

С “англичанами” и учителями информатики тоже все ясно. Эти спецы могут прекрасно трудоустроиться в любой частной фирме, поэтому нередко компьютерному делу школьников обучают уже старшеклассники из их же учебного заведения. “Нам требуется учитель английского, но хорошего педагога с опытом работы мы пока не нашли, хотя по объявлению звонило много людей. Звонили, несмотря на то, что работа временная, на период декретного отпуска прежнего педагога, — пояснила директор 68-й школы Лариса Гончаренко. —

Я бы и молодого специалиста взяла с удовольствием! Люблю молодых! Но, к сожалению, звонят нередко учителя после переквалификации: был, к примеру, учитель русского, а стал иностранного. А в старших классах такие работать не смогут!” С “трудовиками” вообще катастрофа.

Кто раньше учил мальчишек пилить и паять? Дядечки, обладающие не дипломом педагога, а золотыми руками. Теперь без диплома никуда. Старые кадры в основном уволились, и только некоторые окончили курсы и продолжают трудиться. Молодых учителей — ноль! К тому же в связи с реформой основной школы часы домоводства сокращаются вдвое, а значит, у учителя падают нагрузка и зарплата. Короче, перспектив никаких.

Кто на замену?

- С каждым годом требования к профессии учителя растут, а зарплата остается неконкурентоспособной, — считает глава профсоюза г-жа Харбацевича. — Учитывая, что число учеников в школах сокращается из-за спада рождаемости, нагрузка у педагогов сокращается, и это отражается на зарплате. Именно поэтому молодежь работать в школы идет неохотно, а прежние кадры стареют — и заменить их становится все труднее. Вот почему наш профсоюз требует повышения зарплаты учителям!

После уплаты налогов учитель со средней зарплатой вынужден еле-еле сводить концы с концами, так как ему остается чуть больше прожиточного уровня, который составляет 106 латов. Хуже всего тем, кто совмещает работу и учебу: оплатив обучение, и до прожиточного минимума не дотянешь. А правительство решило поднять зарплату педагогам всего на 20 латов вместо требуемых 60.

Говорят, что в бюджете денег нет. Откуда же тогда они имеются в соседней Литве и Эстонии, где педагоги получают в два раза больше, чем наши? Не говоря уж о Европе…


Факт

В то же время ряд учителей безуспешно ищут работу. Как сообщила руководитель бюро по трудоустройству учителей при профсоюзе педагогов Элвира Лиепиня, труднее всего приходится учителям начальной школы, русского языка, музыки, спорта, рисования. Они приходят каждый день и со слезами просят найти хоть какое-то место, а вакансий в столице нет. Отсутствует спрос на преподавателей социальных наук, истории искусств или культуры. С одной стороны, в школах появились эти новые предметы и вузы стали готовить преподавателей, но вакансий нет, поскольку эти дисциплины берут на себя учителя младших классов, истории или музыки, пройдя соответствующие курсы.

24.08.2005 , 15:53

"Вести сегодня"


Написать комментарий