История разоблачителя Панцерса окончена: его приговорили

История бывшего крутого копа Виктора Панцерса закончилась: вчера он получил шесть лет тюрьмы за мошенничество, взятки и т. д. Это самый суровый приговор в нашумевшем деле. К примеру, адвокат Виктор Устинов, подельник Панцерса по громкому «эпизоду с вымогательством ста тысяч», для которого прокурор требовал 5 лет тюрьмы, - просто оштрафован


Вчера суд вынес обвинительный приговор участникам «дела Панцерса»

Вместо лирики: происхождение джипов

Хотя Виктор Панцерс из тех людей, которых «весь город знал», – лично корр. «Часа» видел на свободе всего однажды. Зато в незабываемой сцене.

Дело было во время «мясогейта», когда контрабанду на Мангальсале еще расследовала сеймовская спецкомиссия, а шеф охранной конторы «Вилкс» Панцерс ей активно помогал. У него в то время появилась в СМИ определенная репутация. Образ был примерно такой: разоблачитель, в прошлом – «отмороженный коп». (и то и другое, кстати, не беспочвенно). В период закрутки скандала «Час» и наблюдал следующую картину.

Известная журналистка договорилась с Панцерсом об интервью в Старой Риге. Ровно в назначенный час к кафе, где ожидала дама, подрулил на большой скорости новенький красный «мицубиси паджеро» c номером VILKS . В нем сидели двое подтянутых мужчин, оба в майках без рукавов и с большими бицепсами.

Машина резко осадила, шофер остался за рулем, а Виктор Панцерс практически на ходу выпрыгнул из авто прямо к столику. После чего, поигрывая бицепсами, поклонился даме и элегантно поцеловал ей руку. Как и положено рыцарям без страха и упрека.

В общем, это было красиво. Без иронии. Только после ареста разоблачителя в августе 2002-го стало известно, откуда шикарный джип взялся. Согласно обвинительному заключению, на машину ушла часть суммы, выбитой из фигурантки «мясогейта» Олиты Таракановой (см. справку). То есть из другой дамы…

Кстати, джип у Панцерса потом угнали. Он сам об этом с горечью вспомнил на суде в последнем слове. И дал понять, что к этому причастны его враги.

Обличитель-2: на скамье подсудимых

Репутация разоблачителя, на которую Панцерс много работал, после ареста и огласки его причин немедленно исчезла. Но сам экс-опер этого как будто не заметил. И продолжал обличать. Даже когда его слова в общем-то уже перестали ретранслировать СМИ.

От ареста до приговора прошло почти три года. Все это время экс-полицейский Панцерс провел под стражей и подавал прошения о смене меры пресечения, но их регулярно отклоняли. В тюрьме разоблачитель, по слухам, продолжал активно заниматься спортом и делать заявления; даже попытался организовать пресс-конференцию, но безуспешно.

Зато в подобие пресс-конференции Панцерс превратил суд. Часть процесса от прессы, правда, была закрыта – в деле использовались показания Олиты Таракановой, находящейся под процессуальной защитой. Но зато когда допрос свидетелей закончился и начались дебаты, Панцерс то и дело вставал с эмоциональной речью.

Так, даже на вопрос: «Не желаете ли чего-нибудь добавить?» – он разразился часовым выступлением, в котором, в частности, назвал своих оппонентов наркоманами, контрабандистами и мерзавцами. Его позиция с самого начала оставалась неизменной: его подставили и преступно судят. За процессом стоят коррумпированные полицейские (список фамилий), чиновники (список фамилий) и просто нечестные люди (список фамилий).

В конце дебатов прокурор Иварс Вилдавс потребовал посадить Панцерса на 8 лет, а Устинова – на 3. Адвокаты обоих, разумеется, попросили своих подзащитных оправдать.

Горькая ирония прокурора

Вчера суд зачитал приговор, мотивация которого так и осталась неизвестной. Воспользовавшись положением о процессуальной защите, на время чтения мотивационной части вердикта публику, то есть СМИ, удалили из зала.

Результат же был таким: Панцерсу – 6 лет и 1 месяц тюрьмы. Подсудимому Павлу Суконникову – 3 года условно. Шестерым экс-полицейским, участвовавшим в «операциях» Панцерса, – условные сроки от 2 до 3 лет. Адвокату Устинову – штраф в 100 минимальных зарплат.

В сущности, приговор не строг. Панцерс, к примеру, уже отсидел три года. Если же к нему будет применено условно-досрочное освобождение, он выйдет на волю уже в следующем сентябре.

Ну а в то, что сядет адвокат Устинов, не верил, пожалуй, никто. Это было невероятно по статистике. В последние годы на разного рода преступлениях в Латвии попалось, наверно, более десятка адвокатов. И ни один в итоге по-настоящему не сел. Единственный, кого приговорили к тюрьме – Айнис Лидацис, попавшийся на даче взятки прокурору. Срок ему, правда, для «коррупционной» статьи дали смешной – 8 месяцев. Но даже их Лидацис не отсидел, будучи освобожден досрочно по поводу смерти бабушки… Прочие адвокаты либо оказываются невиновны, либо получают условное наказание.

В этом смысле приговор Устинову (примерно 8 тысяч Ls штрафа за 100 000-латовое мошенничество) неожиданным не стал. Прокурор Иварс Вилдавс прокомментировал его так: «Ну уж лучше штраф, чем условный срок. От штрафа государству польза». Рискнем предположить, что в словах прокурора была горькая ирония…

Панцерс уже заявил, что обжалует приговор в Верховном суде. И, как водится, еще немного поразоблачал.

Справка

Вот три эпизода «дела Панцерса и Ко»

1. Согласно обвинению, в 1997 году Виктор Панцерс принял участие в бизнес-конфликте между партнерами по бизнесу – Марком Л. и Павлом Суконниковым. Однажды машину Марка остановили для проверки трое полицейских, «обнаруживших» внутри нелегальное оружие… Марк был задержан, и только после передачи в прокуратуру его дело было закрыто. Однако из фирмы он все-таки ушел.

2. В 1999 году известный бизнесмен Янис Мелленс уволил Виктора Панцерса с поста начальника отдела безопасности фирмы RNR. Панцерс обиделся, и в итоге в машине у Мелленса знакомые полицейские Панцерса (тоже трое, но уже другие) обнаружили 0,7 грамма кокаина.

3. И, наконец, «таракановский эпизод». Напомним: Таракановы – известная бизнес-чета, в 2002 году оказавшаяся замешанной в «мясогейте». Виктор Устинов стал защитником Олиты. Тем временем расследованием громкого дела занималась не только спецпрокуратура по оргпреступности, но и еще десятки человек – на общественных началах. Среди наиболее активных и «распиаренных» расследователей дела оказался Виктор Панцерс.

По мнению прокуратуры, Панцерс и Устинов вступили в сговор. Козыряя своей вхожестью в «мясную комиссию» Сейма, Панцерс через посредника начал выжимать 500 000 долларов из обвиняемой Таракановой, чтобы их с мужем положение не стало «еще хуже». В свою очередь Устинов требовал у нее 100-тысячный гонорар и уверял, что исправить дело может только крупная сумма, которая пойдет через его знакомого, расследующего «мясогейт», Виктора. Деньги передавались партиями.

Тогда-то Панцерс и купил себе «мицубиси паджеро».

Виктор Панцерс: человек и ньюсмейкер

Виктор Панцерс фигура в кругу газетчиков известная. Он прославился еще в начале 90-х как «отмороженный опер, подстреливший самого Макса» (Максима Тарнопольского). Полицейский Панцерс охранял тогда один из культовых кооперативных ресторанчиков. Ну и боролся с «крутыми» как умел. Громкое «дело Тарнопольского» попало тогда во все газеты, долго расследовалось. Правда, закончилось все ничем – как это обычно случалось в начале 90-х… И, похоже, молодой горячий полицейский тогда поостыл. Стоило ли ему рисковать головой за 200 «репшиков»?

Потом Панцерс всплыл в громком деле «Сперо-Олимпии». Правда, был тогда уже в другом качестве – охранял одного из руководителей фирмы «Сперо»… Не помните? В 1994 году была такая «трастовая фирма», которая в конце концов заурядно кинула своих вкладчиков и банк. Но поначалу заявила о себе громко. Помнится, коллеги из бизнес-газет очень восхищались проектом, под который «Сперо» получила чуть больше миллиона в банке «Олимпия». Проект звучал так: распил снарядов уходящей Советской армии.

Как мы помним, это была эпоха «освоения» денег из международного кредита G-24, и смысл фирм типа «Сперо» заключался в том, чтобы списать через нее очередной миллион. Руководство фирмы, понятно, при этом получало немного, поскольку основная сумма доставалась тем, кто повыше. Однако и тех небольших денег, которые доставались «промокашке», хватало надолго – для непримиримых конфликтов и ссор. Так и вышло в «Сперо»: начальник Панцерса задрался со своей президентшей, начались взаимные разоблачения. Как человек азартный, Виктор через некоторое время уже вовсю воевал – «наших бьют»! Пошли статьи в газетах (он лично тогда раздавал интервью), началось уголовное дело… Потом его арестовали. И хотя деньги явно достались другим, в ходе следствия Виктор почти год провел в тюрьме… Потом дело, как водится, закончилось ничем. Панцерса выпустили, а кредит, понятно, не вернули.

История со «Сперо», похоже, окончательно излечила Виктора от иллюзий. Во всяком случае, на следующем повороте он старался вести себя по-взрослому прагматично.

В конце 90-х Панцерс оказался втянут в громкий скандал учредителей радио FM 102.7 . Он был тогда начальником охраны радио, и, естественно, ему пришлось повоевать. При его должности это было совершенно неизбежно – встать на чью-то сторону, раз уж бизнесмены-учредители с шумом начали делить фирму. Жизнь показала, что тогда он занял «правильную сторону»: поддержанный им учредитель выиграл. Правда, через некоторое время и самого Панцерса с радио «ушли». Он оказался слишком уж боевой фигурой и к тому же с явными претензиями на партнерство.

Потом были несколько лет довольно тихих – он возглавлял собственную охранную фирму «Вилкс». Ну и, наконец, в 2001 году начался «мясной скандал». К тому времени он уже ездил на темно-вишневом джипе, звонил депутатам, пикировался через прессу с полицейским начальством и претендовал даже на некое политическое влияние. Выглядело довольно мило, но явно не по рангу.

- Витька, тебя просто посадят, – предупредил Панцерса при одном из интервью ваш корреспондент.

- Ничего, пробьемся, – отмахнулся Панцерс.

02.08.2005 , 03:53

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий