Война миров? Нет, смерть от заразы 1

В мультикинотеатре Coca-Cola Plaza идет блокбастер Стивена Спилберга «Война миров», собирающий миллионы долларов по всему миру.


Этот фильм – два часа почти настоящего Ужаса


В свою команду режиссер Спилберг бездарей не берет. Композитором у него 73-летний Джон Уильямс, имеющий пять «Оскаров» (в том числе два за спилберговские фильмы) и массу других наград, автор музыки к четырем Олимпиадам и «Гарри Поттеру». Действительно, выдающийся художник.

Оператор фильма – статусный Януш Каминский, умело снявший кино под «документальное». Кажется, и тот кадр можно бы поэффектнее снять, и этот, но… именно не очень броская манера дает удивительное ощущение сопричастности происходящему ужасу.

Вечная установка режиссера Спилберга на внутреннюю заурядность главного героя всегда беспроигрышна. В этом плане безликий смазливчик Том Круз для него, наверно, идеальный актер. Не случайно ему лучше всего удаются роли эгоистов-карьеристов, чьи глаза всегда более или менее пусты. «Война миров» почти не исключение. Почти – потому что режиссеру иногда удается выжать из артиста Круза подобие эмоций.

Герой Круза – человек узконаправленный. В мирной жизни – полный эгоцентрик, в условиях «марсианского» нашествия свое ЭГО перенесший на детей. Рэй Фэрие утверждается, поставив перед собой великую (без кавычек) цель – доставить дочку и оболтуса-сына живыми-невредимыми в Бостон, к маме. Любой ценой! Этим Рэй одновременно симпатичен и неприятен. И удивительно по-американски народен.

Этот героизм обывателя в непафосной борьбе за жизнь потомства (в то время как другие пачками гибнут в панике или в борьбе с напастью), очевидно, очень близок тем, кто несет свои доллары, рубли, евро и тугрики в кассы кинотеатров.

Пожалуй, самый сильный эпизод картины – в подвале, где все киносредства зримо работают на результат. И даже на лице Круза прочитывается тень страха, любви к дочери и страдания. Рэй придерживается единственно разумной тактики – «не возникать». Игра в смертельные прятки с инопланетным щупальцем с оптикой на конце вырастает в зловещий танец с побегом.

Водитель «скорой помощи» Огилви (Тим Роббинс), в чьем доме укрылись Рэй с дочерью, настроен по отношению к пришельцам куда более радикально – те погубили его семью. После долгих пряток от зрительной трубы-щупальца Огилви собирается пустить в дело свой помповик, и тут Рэю во имя конспирации ничего не остается, как замочить пассионария. Жаль человека! И совсем не жаль Рэя с его визгливой девчонкой.

Когда же напуганная дочь убегает на улицу, Рэй окончательно звереет. А когда трусоватый герой Спилберга заводится (традиционный и любимый ход режиссера), это значит – быть беде. Так и тут: гранаткой, гранаткой – наш герой заваливает треножник. Молодцом! Оправдал-таки зрительские ожидания. Но особой симпатии Круз по-прежнему не вызывает. Более того, когда в финале армия расстреливает потерявший управление треножник и оттуда вываливается, испустив последний вздох, гадкий пришелец, ей богу, чуть ли не жаль становится бедное земноводное.

Что остается мучительной загадкой, почему, когда на глазах испуганной Рэйчел по реке массово проплывают трупы убиенных землян, наша публика разражается смехом. Уровень режиссуры? Особенности регионального восприятия?

Еще одна загадка – это боевой состав американской армии. Усилиями сценаристов действие фильма перенесено в сегодняшний день. А вместо современной ракетной, лазерной или какой там еще техники на инопланетчиков с их защитными полями и тепловыми лучами брошены три танка и взвод ребят с автоматами. Оболтус-сын кидается вслед за солдатами в кровавую кашу (тут с ностальгией вспоминаешь родное советское кино), но непонятным образом без единой царапины успевает заявиться в Бостон раньше папы с сестрой.

Да уж, воистину непредсказуемы пути сценарные. За что авторов – Дэвида Коеппа и Джоша Фридмана – в интернетовских чатах не приложил только ленивый. Самое тошнотворное в фильме – пафосный американский хеппи-энд, воссоединение детей с матерью, а Рэя с бывшей женой (вот-вот прям сейчас заживут долго и счастливо). Другой морали, кроме как вечной ценности семейных ценностей, у Спилберга не нашлось. Да и откуда ей взяться? Ведь и злопакостных пришельцев-кровососов уничтожили не герои-люди, а простая зараза.

В романе смысл тот же, а эффект другой. Там гибель от бацилл представляется закономерным плодом усилий всего живого на Земле (даже микробов!) против захватчиков. Спилберг же все свел на бытовой уровень и, не найдя нужной интонации, как начал, так и закончил картину научно-популярными кадрами: инфузория туфелька под микроскопом. Вместо эпической войны миров получился раздутый учебник для фельдшеров.

Оценка: учитывая крепость (в целом) режиссерской руки, уровень спецэффектов, проблески актерской игры и летнюю жару – 4 с минусом.

Цифры


За первые четыре дня проката только в США фильм собрал более $113 миллионов

и сто «лимонов» за рубежом, с ходу окупив расходы на постановку ($130 млн.).

В России первая прокатная неделя принесла 150 миллионов рублей.

В Москве крутятся 97 копий из 345, сделанных для русского и эсэнгэвского зрителя.

14.07.2005 , 12:33

chas-daily.com


Написать комментарий

АВТОР СТАТЬИ ПРОСТОЙ ОБОЛТУС, КОТОРЫЙ КРОМЕ КРИТИКИ БОЛЬШЕ НИЧЕМУ В ЖИЗНЕ НЕ НАУЧИЛСЯ.

А МНЕ ФИЛЬМ ОЧЕНЬ ДАЖЕ ПОНРАВИЛСЯ. ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ - ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩЕЕ. ИНТЕРЕСНО БЫЛО НАБЛЮДАТЬ ЗА ДРУГИМИ ЗРИТЕЛЯМИ В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ПОСЛЕ ФИЛЬМА - ТАКОЕ ЧУВСТВО БУДТО ИЗ ПОД ВОН ТОГО ЗДАНИЯ ВЫПРЫГНЕТ МАРСИАНСКОЕ ЧУДОВИЩЕ.

ФИЛЬМ ПОРАЖАЕТ СВОЕЙ НЕПОВТОРИМОСТЬЮ. ЭТО НЕ ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА, И НЕ БОЕВИК, И НЕ ФИЛЬМ УЖАСОВ И НЕ МЕЛОДРАМА, ХОТЯ ИМЕННО К ЭТИМ ЖАНРАМ ОН БЛИЖЕ ВСЕГО. ПОТОМ ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ, КОТОРУЮ КРИТИКИ НИКАК НЕ ХОТЯТ ПОДМЕЧАТЬ. ПОМИМО ИДЕЙ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, И ИДЕЙ 11 СЕНТЯБРЯ, ФИЛЬМ ДАЕТ ОЧЕНЬ РЕАЛЬНУЮ ИДЕЮ - МЫ ПОД ИНОПЛАНЕТНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ. КАК БЫ НЕ ХОТЕЛИ ЭТУ ПРАВДУ ОТ НАС СКРЫВАТЬ ЦРУ ИЛИ КГБ ИЛИ ФСБ, ЗА НАМИ НАБЛЮДАЮТ. И КТО ЗНАЕТ, ЧТО СЛУЧИТСЯ ЗАВТРА?