Кражи произведений искусства в Латвии: шедевры уходят за гроши

Для Латвии кражи произведений искусства не являются большой редкостью. Правда, если за рубежом преступники тщательно готовятся к краже, разрабатывают план и стараются не повредить шедевры, то латвийские воришки действуют вполне брутально, не заботясь о сохранности картин, гравюр или икон.

Как похищали картины

Как уже ранее сообщал портал Delfi, 13 февраля из Пиебалгского краевого художественного хранилища были похищены три картины. В скором времени полиции удалось задержать подозреваемых в краже. Оказалось, что картину Волдемара Тоне "Анна" воры продали по неадекватно низкой цене одной из Рижских галерей. Полотно Яниса Циелавса "Городская окраина", которую эксперты оценили в 6000 латов, преступники сдали в ломбард за 50 латов, а картину Екаба Страздиньша "Дом черноголовых" и вовсе выбросили в одном из дворов в Иманте.

В полиции указали, что во время кражи все полотна были частично повреждены.

Коллекция Пиебалгского хранилища принадлежит местному самоуправлению, оно было организовано благодаря усилиям Яниса Калначса. Несколько лет назад многие полотна были представлены на выставке в Латвийском национальном художественном музее (ЛНХМ).

Эксперт: так поступают дебилы

По словам директора ЛНХМ Мары Лаце, кража — весьма печальный факт, однако в регионах произведения искусства фактически не защищены. "Такие коллекции надо хотя бы на зимнее время отдавать на хранение в музеи. Хотя ведь случались и кражи из музеев в Салдусе и Лиепае. Но в музеях крадут реже", — говорит эксперт.

Лаце уверена, что музейные экспонаты хорошо знакомы всем латвийским экспертам, поэтому реализовать их в Латвии фактически невозможно. Когда же действительно ценную работу предлагают за гроши, у покупателей возникают подозрения, которыми они делятся полицией. Так, шаг за шагом и удается раскрыть преступления.

Комментируя кражу из Пиебалгского художественного хранилища, Мара Лаце подчеркнула, что люди, совершившие это преступление, не отдавали отчета своим действиям, поскольку позволили себе даже бросить одно полотно на улице. "Это что-то за гранью, такое мог сделать только дебил", — говорит Лаце.

Глава группы превенции Видземского регионального управления полиции Даце Юкама также отметила, что зачастую объектами нападений воришек становятся и церкви.

"Проблема в том, что ценности, которые хранятся в церквях, не охраняются. В большинстве случаев в храмах нет сигнализации. Несколько лет назад МВД создало электронную услугу "Описание объектов культуры", куда полиция советует обращаться всем, кому принадлежат ценности", — указала Юкама.

Главная цель этого регистра — создание базы с описанием и фотографиями ценностей, чтобы в случае потери или кражи их можно было бы найти.

Вандалы любят резать

Мара Лаце с сожалением отмечает, что выходки воров доставляют головную боль и реставраторам, которые потом годами могут трудиться над испорченным шедевром.

"Если похищенный шедевр хранят в не предназначенных для этого условиях, он может погибнуть. Кражи обычно примитивны по своей сути, преступники не знают, что делать с картиной дальше. Зачастую они просто вырезают полотна из рамок, не понимая, что такую картину им будет гораздо труднее продать", — отмечает директор ЛНХМ.

В конце 90-х годов воры пробрались в одну из рижских квартир и унесли два полотна кисти Яниса Тидеманиса — преступники вырезали картины из рам. Позже полиции удалось их разыскать и вернуть владельцам. После этого семья обратилась за помощью к реставраторам, но, узнав, сколько это будет стоить, отказалась от своих планов и предложила Латвийскому национальному художественному музею выкупить полотна.

"Мы тогда их купили, но реставраторы несколько лет занимались восстановлением картин. Одна из них сейчас помещена в постоянную экспозицию музея", — говорит Лаце.

Оперативность прежде всего

Отвечая на вопрос, есть ли надежда вернуть похищенное в Пиебалге полотно "Дом черноголовых", Лаце сказала, что это было бы вполне возможно, если бы полиция оперативно проинформировала общественность о краже.

"В этом случае информация в СМИ была предоставлена слишком поздно, поэтому, возможно, это полотно уже никогда не вернут", — считает эксперт.

Она полагает, что люди, получившие данные о краже, будут обращать внимание на многие нюансы. О кражах художественных ценностей необходимо сообщать всем СМИ, чтобы любители скупки краденого понимали, что рано или поздно, но полиция выйдет на их след.

Представитель Государственной инспекции по защите памятников культуры Даце Чолдере в разговоре с порталом Delfi, в свою очередь, указала, что в случае с кражей из Пиебалгского хранилища полиция действовала слаженно и оперативно, благодаря чему и были установлены, а затем и задержаны предполагаемые преступники. Однако, по ее мнению, о подобных ЧП надо сообщать сразу же и во все средства массовой информации, включая региональные.

Преступники нацелились на церкви

Что же касается кражей из храмов, то чаще всего воры похищают картины и иконы. По словам начальника отдела уголовных расследований Криминальной полиции Яниса Лаздиньша, самая дорогая похищенная картина стоила около 20 000 латов. Узнать же ценность некоторых икон практически невозможно, поскольку нужно учитывать была ли она подарена храму, сколько ей лет, кто ее автор и многие другие факторы.

В свою очередь в Службе госдоходов отметили, что на внешних рубежах Латвии попытки провоза подобных ценностей встречаются довольно редко. Что же касается возможности их вывоза в Европу, то тут все осложняется тем фактом, что в ЕС на сегодняшний день свободное перемещение лиц и товаров, поэтому отследить, вывозят ли краденые иконы или картины в другие страны Европы, достаточно трудно.

"СГД неоднократно пресекала попытку контрабанды икон. В общей сложности было изъято 63 иконы, которые люди пытались ввезти в Латвию из России или Беларуси. Самым большим "уловом" стало задержание в 2009 году, когда на белорусско-латвийской границе изъяли 48 спрятанных икон. Следствие показало, что иконы везли в нашу страну из России. Преступники собирались их реализовать в Латвии и других странах ЕС", — рассказала порталу Delfi представитель пресс-центра СГД Эвита Тейца-Мамая.


Написать комментарий