Трише предлагает не торопиться с евро

По мнению главы Европейского центробанка, для начала надо приблизить латвийскую экономику к европейским стандартам

В Еврокомиссии и Европейском центральном банке сомневаются в способности Латвии ввести евро к намеченной дате — 1 января 2008 года. Более реальным сроком в Брюсселе называют 2010 и даже 2011 год. Об этом Телеграфу сообщили и на официальном, и на неофициальном уровне.



Во избежание проблем
“Присоединение стран евроновичков к еврозоне без настоящего сближения экономик создаст проблемы как для присоединившейся страны, так и для нынешних членов клуба. Поэтому мы совместно заинтересованы в том, чтобы до вступления в еврозону новые страны ЕС добились максимально возможного и реального, а не формального сближения со странами еврозоны”, — так президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише ответил на просьбу Телеграфа прокомментировать полученный газетой ранее неофициальный комментарий о не отвечающих реальности планах по введению евро в Латвии в 2008 году.
Вопрос Телеграфа не возник из воздуха. Дело в том, что незадолго до встречи с г-ном Трише высокопоставленный чиновник Еврокомиссии, приближенный к еврокомиссару ЕС по экономической и монетарной политике Хоакину Альмунии, в неофициальной беседе с Телеграфом прямо заявил, что введение евро в Латвии в 2008 году невозможно. Отметим, что это мнение тем более важно, что именно от Еврокомиссии во многом будет зависеть решение о принятии Латвии в еврозону.
Более того, как пояснил Телеграфу руководитель представительства одной из восточно-европейских стран в Брюсселе, “если Еврокомиссия не захочет пускать евроновичков в еврозону, то она всегда сможет найти массу обоснованных поводов не делать этого. Если уже не нашла…”


На пути к евро встал Маастрихт
Повод, похоже, уже найден. Как было разъяснено Телеграфу, в Брюсселе совершенно четко осознают, что власти Латвии желают ввести евро как можно быстрее. Но, по словам источника, в этом вопросе нашей стране не стоит спешить.
Источник Телеграфа подчеркнул, что более реалистичными сроками введения евро в Латвии в Брюсселе считают 2009-2010 годы. Хотя по поводу конкретной даты нет и не может быть никакой уверенности: “днем X” может стать и 1 января 2011 года. Все дело в выполнении так называемых Маастрихтских критериев, которые устанавливают жесткие требования к экономическим показателям стран, претендующих на вступление в еврозону. В частности, эти критерии устанавливают, что инфляция в претендующей стране не должна превышать определенный показатель — в 2004 году эта планка была установлена на уровне 2,4%. Между тем годовая инфляция в Латвии в нынешнем июне составила 6,3%.


Рост и критерии несовместны?
Конечно, на официальном уровне у нас заявляют, что борьба с инфляцией ведется. Но как эта ситуация видится из Брюсселя? Упомянутый чиновник дал ответ и на этот вопрос. По его словам, Латвия должна показывать — и в реальности демонстрирует — неплохой экономический рост. Латвии этот рост необходим, поскольку наша экономика по уровню развития просто обязана догонять как “старые”, так и многие “новые” страны ЕС. По мнению высокопоставленного чиновника Еврокомиссии, высокая инфляция в Латвии — это неизбежная плата за стремительный экономический рост.
То есть Маастрихтские критерии и динамичный рост ВВП — это вещи практически несовместные. Добиться и того, и другого могут только страны с очень конкурентоспособными экономиками. Достаточно вспомнить, что некоторые имеющие серьезный политический вес страны еврозоны уже давно не укладываются в рамки ими же установленных Маастрихтских критериев. “Но вам не стоит переживать, — подвел итог беседовавший с Телеграфом чиновник Еврокомиссии. — Подождите немного, пока ваша экономика подрастет, а уж потом, когда нужда в стремительном догоняющем развитии станет не столь актуальной, можно будет думать о переходе на евро”.


Подтверждение сигнала
Стоит добавить, что о нереальности планов введения евро в Латвии в 2008 году Телеграфу заявил и Ханс Мартенс, глава авторитетного экспертного сообщества European Policy Centre, оценки которого, например, регулярно цитирует журнал The Economist. Ханс Мартенс тоже считает, что, согласно наиболее оптимистичному сценарию, введения евро в Латвии следует ожидать в 2009-2010 году, хотя гораздо более реальным выглядит 2011-й. Однако эксперт подчеркнул, что точных сроков сейчас никто не назовет.


Голос, к которому прислушиваются
Вернемся, однако, к Европейскому центральному банку (ЕЦБ). Эта полностью независимая от Брюсселя и национальных правительств стран — членов ЕС организация управляет монетарной политикой еврозоны. Сейчас “под властью” ЕЦБ находится 308 млн. европейцев. Голос ЕЦБ нельзя назвать решающим при принятии стран в еврозону, но он, безусловно, обладает определенным весом.
Поэтому Телеграф попросил главу ЕЦБ Жана-Клода Трише прокомментировать неофициальный сигнал из ведомства Хоакина Альмунии. Г-н Трише ответил Телеграфу, что присоединение — это не вопрос роста, а вопрос постепенного сближения экономических систем. Чтобы присоединиться к еврозоне, страна должна соответствовать Маастрихтским критериям и соответствовать им не на кратковременном этапе, а на устойчивой основе. То есть должно быть и номинальное, и реальное сближение. Далее Жан-Клод Трише произнес слова, вынесенные в начало данной статьи, подчеркнув, что, возможно, именно это подразумевал анонимный чиновник Еврокомиссии, поделившийся с Телеграфом своим видением.
Позже в беседе с Телеграфом старший экономист аналитического подразделения ЕЦБ, ответственного за анализ конвергенции и структурной политики в ЕС, дополнил, что с точки зрения макроэкономики вышеизложенная позиция Еврокомиссии выглядит не совсем обоснованной. По его мнению, гораздо более важны вопросы, связанные со ставкой рефинансирования, где у Латвии все в порядке. Поэтому, как сообщил Телеграфу эксперт ЕЦБ, можно быть практически полностью уверенными в том, что упомянутая оценка базируется на каких-то политических аргументах, а не на экономике.


Брюссель — Франкфурт-на-Майне — Рига




Комментарии


Чем грозит задержка с внедрением евро?



  • Мартиньш ГРАВИТИС, пресс-секретарь Банка Латвии:
    — В Центробанке надеются, что евро будет введен в ранее запланированные сроки. В этом плане Банк Латвии приветствует инициативу правительства, которое сейчас активно работает над различными антиинфляционными мероприятиями. 

  • Байба МЕЛНАЦЕ, пресс-секретарь Минфина:
    — Мы не комментируем неофициальную информацию. В планах правительства стоит прежняя дата введения евро — 2008 год. 

  • Андрис ВИЛКС, руководитель управления анализа рынка и отраслей SEB Unibanka:
    — Мы и раньше говорили, что у Латвии практически нет шансов ввести евро в 2008 году, учитывая нынешние правила игры. Причем переход на единую валютную единицу и у наших соседей — Литвы и Эстонии, а также большинства других новых стран ЕС также не пойдет гладко по плану. Поэтому вариантов может быть два: либо Брюссель пересмотрит правила и поднимет планку разрешенной инфляции, либо срок переход на евро будет продлен.
    Хотя европейские чиновники не раз говорили, что каждая страна может самостоятельно переходить на евро, я все-таки считаю, что в Брюсселе заинтересованы в том, дабы страны переходили не поодиночке, а хотя бы по регионам. Поэтому думаю, что все три Балтийских государства перейдут на евро одновременно.
    Если же все-таки эта валюта в Латвии появится годом позже, чем в Эстонии или Литве, то ничего страшного с нашей экономикой не случится. Но если разница в переходе будет более долгой, проблемы могут возникнуть. Так, инвесторы могут начать задавать нам вопросы: почему у нас инфляция выше, чем у других, и почему мы ее не может снизить. В результате Латвии может быть понижен кредитный рейтинг страны, а именно — рейтинг развития.
    Кроме того, мы можем потерять некоторые инвестиционные проекты, которые достанутся нашим соседям. Но это произойдет только в том случае, если экономика Латвии начнет тормозить. Однако если темпы развития останутся высокими (прирост ВВП выше 6%), то инвесторы поймут ситуацию и подождут год-другой до перехода Латвии на евро.

11.07.2005 , 10:54

Телеграф


Написать комментарий