Из Вашингтона с неотложной миссией 5

Фото автора
Фото автора

Вашингтонский музей истории направил в Восточную Европу группу ученых и тележурналистов, которые прибыли в Даугавпилс, чтобы записать свидетельства людей не евреев, видевших зверства фашистов, чинимые над еврейском народом, потерявшим 6 миллионов человек во время Второй мировой войны.

Свою командировку американцы назвали миссией, не терпящей отлагательств, поскольку остается все меньше людей, доживших до наших дней. И хотя о Холокосте в архивах музея столицы США имеются многочисленные документы, кино и фотоматериалы, в том числе и захваченные у фашистов во время войны, но наиболее убедительны свидетельства тех, кто сам видел и слышал, как гитлеровцы осуществляли свои акции по уничтожению евреев.

Было что рассказать исследователям-историкам даугавпилчанину Анатолию Гавриловичу Гунарю, который в 12 лет стал разведчиком партизанского отряда. Его товарищи взяли гестапо штурмом, когда захваченный врагами мальчуган был еще жив. А до этого на его глазах расстреляли мать.

- Мама была членом бюро райкома партии, – говорил, глядя в объектив видеокамеры Анатолий Гаврилович Гунарь, чью грудь украшают боевые ордена и медали. – И еще ей приписывали еврейскую национальность, ведь ее звали Анной Яковлевной. Прямо у нас с сестрой на глазах ее расстреляли во дворе нашего дома. А накануне мне приснился страшный сон, хотел маме рассказать но не успел. Немцы ворвались в дом. Маму схватили, били прикладами на наших глазах . Потом вывели во двор и с пяти метров три раза выстрелил в грудь, шею, и в голову. Хоронить не разрешили. Сказали, пусть здесь валяется, пусть собаки растащат. Так она пролежала до вечера. Нашелся смельчак Максим Сухоручкин. Он ее похоронил. Выкопал могилку, подложил под тело сена. Без гроба. Делал это, когда уже совсем темно стало. Холмика на могиле не делал, но отметку оставил, чтобы знали, где потом искать. Мы об этом только после войны узнали. Соседи помогли найти Максима Сухоручкина. Он стал для нас после этого самым близким человеком.

Семья Анатолия Гавриловича жила в поселке Харьковка на границе Курской и Сумской областей. Он ходил в пятый класс, когда началась война.

- После расстрела матери я решил мстить врагу, рассказывал Анатолий Гаврилович. – Меня приняли в партизанский отряд, стал разведчиком. Вместе с другим ровесником ходил по деревням, запоминал, где и какие стоят немецкие части, как охраняются склады, комендатуры, как расставлены пулеметы, дозоры. Это позволяло партизанам избежать потерь при штурме штабов и гарнизонов. В 1942 году попал в гестапо, когда задержали в чужой деревне. Было у немцев подозрение, что пацаны работают на партизан. Погиб мой друг Костя, который был чуть постарше. Когда мои старшие товарищи узнали о моем аресте, то взяли штурмом селение и тем спасли меня. Дальше участвовал в боевых операциях, совершил вместе со всеми переход через болота, когда фашисты взяли партизанское объединение в кольцо.

Двое суток продолжались в Даугавпилсе съемки и запись. Они велись в музее, который находится в синагоге и которым занимается на общественных началах  Иосиф Рочко. Недавно он стал лауреатом международного фонда Лудиса Берзиньша за исследование истории латгальского еврейства.

Иосиф Рочко организовал творческой группе американцев встречу с даугавпилчанином Игнатом Шимкуном, который стал свидетелем того, как несколько тысяч евреев – стариков, женщин и детей – вели на расстрел через Новое строение в пески. Игнат Шимкун рассказал и о том, как после массового истребления мирных людей местные пособники фашистов делили и продавали окровавленную одежду и обувь жертв.

На основе материалов, записанных в Даугавпилсе и других городах Прибалтики, Украины и Белоруссии в Вашингтонском музее истории будет создано несколько экспозиций. Кроме того, документальные фильмы будут использоваться на уроках истории в учебных заведения США.


Написать комментарий

Нашли перед кем душу распахивать. Про смерть Каддафи пусть они миссию направят по горячим следам свидетельства собирать.

А про преступления латышских дивизий СС, пиндосам рассказали?

Izza dalekogo morja- okijana celuju Missiju snarjadili!Gi-gi! 4tob vse zadokumentirovatj!Odin LOHOKOST iz vospominanij o VOV i ostanetsja.

это хорошо, историю нужно знать из уст таких людей.

На сколько я знаю, это приезжал человек из Вашингтонского мемориального музея.Никакой неотложной миссии нет, это просто придумки автора статьи. Они появляются здесь раз, в год, а то и реже. Вашингтонский музей сотрудничает с нашим историком. Записывают воспоминания неевреев о жизни евреев, цыган, советских военнопленных до войны и во время войны. Записывают не в музее, а в квартире того человека, который рассказывает, чтобы была спокойная домашняя обстановка

Написать комментарий