«Серийный убийца из Дарзини» признается во всем

Вчера в Рижском окружном суде начался процесс Виталия Авраменко – молодого человека, убившего троих человек за три дня. Среди его жертв – опустившийся пьяница, простой рабочий и основательница издательского дома “Фенстер” Валентина Козлова.

А соучастник – будущий дантист

Виталий Авраменко, если можно так выразиться, “турбо-убийца”. Потому что убить троих совершенно разных людей за трое суток в разных местах и по разным поводам – такого в новейшей истории латвийской преступности не было.

О нем было известно немного: 26 лет, наркоман, сын вполне благополучных родителей, жил в Дарзини в семейном доме. Во время следствия чуть было не был признан невменяемым. Но позже оказался дееспособен.

Когда обвиняемого ввели в зал суда и он снял шапку, оказалось, что он лысоватый, усталый, явно не атлетического сложения и даже какой-то немолодой. Признаков ненормальности – никаких.

Выяснилось также, что он был дважды судим: один раз получил два года условно, второй – два с половиной года реального заключения (впрочем, отсидеть не успел – об этом см. справку).

Стало известно и о семейном положении убийцы – он был женат, но в разводе. До тюрьмы работал на двух самых демократичных должностях начала 2000-х: строителем и охранником. Детей и прочих лиц на иждивении не имеет.

Его 20-летний брат Павел, явившийся в суд сам (он, в отличие от Виталия, на свободе), сказал коротко: он учится.

- На кого? – поинтересовался суд.

- На дантиста. В зубоврачебном колледже.

После того как прокурор Кушакова зачитала обвинительное заключение, суд спросил у Виталия Авраменко, признает ли он свою вину.

- Да.

- По всем трем эпизодам?

- Да.

- Полностью?

- Да.

В свою очередь будущий дантист Павел Авраменко, согласно обвинению помогавший грабить зал игровых автоматов после убийства охранника, сообщил, что он свою вину признает “частично”.

Поэтому без проверки доказательств суд не обошелся. Приняв от потерпевших заявления, коллегия приступила к допросу.

Слово близких: дети, сестра, коллега

Дочь Валентины Козловой рассказала: наутро после убийства, позвонив матери и не дождавшись ответа, она с мужем отправилась в Дарзини проверить, что случилось. Увидев следы проникновения в дом и открытую дверь, отправилась искать мать. Нашла ее в стороне от дверей, “вокруг головы была кровь, глаз выбит…”. Она вызвала брата (владельца ИД “Фенстер” Андрея Козлова), “скорую помощь” и полицию. Когда брат прибыл, уже была констатирована смерть бизнесвумен.

Позже выяснилось, что из дома пропал мобильник, цепочка, небольшая сумма денег, часы и видеокамера…

Сестра Игоря Щеглова (бродяги, забитого Авраменко неподалеку от дома Козловой) показала:

- Конечно, Игорь в последнее время сильно опустился, пил, начал бомжевать. Но человек он был хороший, не злой, покладистый, хоть и не любил работать… Он, когда к нам приходил, всегда все по дому делал, с детьми играл. Водочка его сгубила… В последний раз мы виделись с ним в начале весны. В общем, какой бы он ни был человек, такой смерти он не заслужил…

И, наконец, необычно чувствующий себя в роли потерпевшего рабочий мастерской из Румбулы, который приходился просто коллегой убитому Авраменко сторожу.

- Я и сам не знаю, почему я потерпевший, – признался он.

- Но это вы его за свои деньги похоронили? – уточнил суд.

- Да, я… Но это мелочи по сравнению со смертью человека. Он хороший был. Только ему не везло. Он жену за год до этого потерял… А потом и его самого так убили жестоко.

…На этом потерпевшие кончились. Суд объявил перерыв на несколько дней. Позже допросы возобновятся.

Справка: как это было

В этом деле есть обстоятельство делающее его особо скандальным: убийств не должно было произойти по той простой причине, что Виталий Авраменко на тот момент должен был находиться в тюрьме по другому делу. Незадолго до первого убийства приговор вступил в силу, и Авраменко явился в тюрьму с вещами для отбытия наказания. Однако там его просто не приняли, сказав что-то вроде “приходи через 10 дней”. Психологически настроившийся на отсидку молодой человек получил несколько дней каникул. И использовал их по полной. Остальное – просто следствие поиска денег “на отжиг”.

За несколько дней на воле он успел следующее.

1. В ночь на 22 апреля 2006 года Виталий Авраменко и его брат Павел отправились грабить бистро Viva Modes на Маскавас, 450. С собой братья прихватили сумку, перчатки, монтировку, шнурки.

В бистро, совмещенном с залом игровых аппаратов, на тот момент находился только сторож-монтажник Руслан Б. – безобидный мужчина средних лет. Виталий постучался и потребовал сигареты и алкоголь. Руслан отказал. Виталий попытался взломать дверь, но не преуспел. Тогда он выбил монтировкой окно, забрался внутрь и начал “гасить” сторожа. Бил по голове. Сторож некоторое время закрывался руками, потом перестал и затих. Виталий впустил брата, приказал связать руки сторожу шнурками, а сам стал возиться у аппаратов и добывать оттуда деньги. Помимо нескольких сотен латов наличными братья унесли сигареты, зажигалки и дешевый старенький мобильник убитого – Siemens C55 за 7 латов.

2. В ночь на 25 апреля, то есть буквально 3 дня спустя, Авраменко решил ограбить стоявший неподалеку от его жилья дом Валентины Козловой. Он заточил у себя в доме кое-какую арматуру и пошел на дело. Но по дороге ввязался еще в одно убийство. Вернее, даже в полтора. Дело в том, что навстречу ему неожиданно для позднего часа вышли двое местных полубомжей – Юрий Г. и Игорь Щеглов. План проваливался, поскольку они могли его опознать. Не желая из-за такой мелочи отказываться от задуманного, Авраменко напал на потенциальных свидетелей еще не совершенного (!) преступления и начал бить обоих железом по голове.

Когда оба попадали на землю и перестали подавать признаки жизни, Виталий оттащил их в кусты. И пошел себе дальше грабить Козлову. Один из убитых скончался. Второй выжил, хоть и был сильно покалечен. И впоследствии (бомжи – люди смирные и высокой самооценкой не страдают) даже заявил материальные претензии на возмещение ущерба – 25 латов.

3. В ту же ночь Авраменко перебрался через забор дома Козловой и стал ждать, пока кто-нибудь выйдет наружу. Вскоре Валентина Козлова вышла выгуливать собаку. Авраменко напал на нее и стал бить пожилую женщину (предположительно заточенной арматурой) по голове, рукам и груди. Когда Козлова упала, он еще несколько раз для верности ударил ее арматурой, после чего попытался втащить тело в дом. Сил не хватило, он снял с Козловой часы и золотую цепочку, после чего прошел в жилище и начал искать там богатства.

Богатств обнаружено не было – только порядка 30 латов. Он взял вещи: видеокамеру за 500 латов и ножик за 10. Ободрал обои в поисках тайника. Обнаружил ключи от “хюндая”, стоявшего во дворе. Открыл машину и обыскал ее на предмет денег, но саму машину угнать даже не пытался: автокража – это сложно и рискованно.


Написать комментарий