О чем договорились союзники,

60 лет назад - в октябре 1946 года - был оглашен приговор Нюрнбергского трибунала. Нацистские преступники получили заслуженное наказание. Но непонятно, почему в Нюрнберге не стали рассматривать пакт Молотова - Риббентропа, мюнхенский сговор 1938 года и другие антинародные решения.

или Почему Нюрнбергский трибунал не стал рассматривать ни пакт Молотова – Риббентропа, ни мюнхенский сговор Белые пятна Нюрнберга

Вызывает удивление, что на процессе в Нюрнберге Договор о ненападении между СССР и Германией (пакт Молотова – Риббентропа) не получил широкой огласки и осуждения. Накануне подписания договора (23.08.1939 г.) наркомом иностранных дел СССР был Максим Литвинов, опытный дипломат с 20-летним стажем. Его заслугой является установление дипломатических отношений с США в 1933 году, вступление СССР в Лигу Наций. Дипломат владел английским, французским и немецкими языками, хорошо знал окружение Гитлера и его планы. М. Литвинов категорически возражал против подписания пакта, считая, что он приведет ко Второй мировой войне.

«Польша будет быстро разгромлена, – убеждал он Сталина, – и переживет четвертый по счету раздел в своей истории, а Германия в итоге получит общую границу с СССР, о чем днем и ночью мечтает Гитлер».

Сталин с Литвиновым не согласился и назначил председателя Совнаркома Вячеслава Молотова одновременно наркомом иностранных дел. Молотова уговаривать не пришлось – он без всяких сомнений подписал злополучный договор. Через неделю после этого вермахт вторгся в Польшу. Опасения Литвинова полностью оправдались.

Гитлер и директора Международной коммерческой палаты обсуждают вопрос кредитов для Германии. 1937 год. Имперская канцелярия.

Попытки привлечь внимание судей к последствиям московского сговора в Нюрнберге предпринимались. Этот вопрос подняли не сторона обвинения, а адвокаты подсудимых. 1 апреля 1946 г. трибунал рассматривал дело Риббентропа. Его адвокат Альфред Зайдль, старательный и упрямый немец, испортил на процессе много крови советским обвинителям и судьям, вплоть до того, что он был косвенно причастен к смерти советского генерала Н. Зоря.

Прежде всего доктор Зайдль сумел отыскать секретные протоколы к пакту (копии без подписи), о которых до той поры в Нюрнберге ничего не знали. Более того, дотошный Зайдль разыскал Ф.Гаусса, который стоял рядом со Сталиным, Молотовым и Риббентропом при подписании пакта. Ф. Гаусс был одним из главных творцов секретных протоколов (поэтому его и взяли в Москву), он письменно подтвердил их наличие и содержание. Вооружившись этими протоколами, Зайдль попросил приобщить их к документам трибунала, но здесь резко выступил главный обвинитель от СССР Роман Руденко. Он заявил, что вопрос о протоколах не имеет никакого отношения к суду над немецкими преступниками. «Трибунал не должен заниматься внешней политикой союзных государств, – сказал Руденко, – тем более что представленные копии документов являются фальшивкой без всякой подписи». Председатель суда лорд Лоуренс, посоветовавшись с судьями, вынес решение: пакт и протоколы на процессе не рассматривать, но их можно опубликовать в печати. Этот вердикт означал, что тема пакта, к сожалению, закрыта.

1938 год. Мюнхен. Повелительным жестом Риббентроп требует от Даладье поставить свою подпись под позорным соглашением.

Смерть генерала Зоря

Полный текст статьи&


Написать комментарий