"Сколько латышских [музыкальных] групп ездило выступать, например, в Даугавпилс или малые приграничные городки?" - такой вопрос задал ректор Даугавпилсского университета Арвидс Баршевскис в эфире TV24, где шла дискуссия об интеграции общества, которая, на его взгляд, провалилась.
"Люди в приграничье брошены на произвол судьбы", - считает Баршевскис.
С ним побеседовала журналист Элита Вейдемане - не только об интеграции, но и по другим важным для Латгалии и Латвии вопросам.
- Вы по-прежнему считаете, что интеграция провалилась?
- Может быть, я высказался слишком необдуманно, сказав, что интеграция провалилась полностью. Я не знаю о стране в целом. Но в приграничье сделано все возможное, чтобы жившие там люди ощущали, что они не принадлежат стране. Из городов приграничья убрали больницы, госучреждения, закрыли школы, библиотеки, культурные учреждения...
Даугавпилс - второй по величине город Латвии, так почему же в Даугавпилсе нельзя было оставить хотя бы часть, например, централизованную бухгалтерию? Да, людям надо было знать госязык. И тогда многие отправились в Ригу или за границу. В Латвии все централизуется вокруг столицы, в противоположность тому, как происходит в Литве - она полицентрична, там как минимум два крупных города.
Не менее важная вещь - дороги. Если мы едем по Даугавпилсскому шоссе, то как минимум 30 километров не обновлялись десятки лет, только ямы латали, например, на участке Ницгале - Даугавпилс. Там только знаки понаставлены - не более 70 км/ч. И это дорога из столицы во второй по величине город. Это свидетельствует об отношении государственной власти к нашему городу, и это видят жители Даугавпилса. Они чувствуют себя брошенными на произвол судьбы.
Нет, я не хочу сказать, что все плохо. Очень много хороших примеров. Но отдельные факты свидетельствуют, что государство о приграничье особо не думает.
- Вы упоминали, что немногие латышские музыкальные группы поехали бы с концертами в Даугавпилс.
- У меня были размышления о культуре. К нам в самом деле едет очень мало латышских музыкальных групп. Но латышская культура, латышская музыка в Даугавпилсе нужны, чтобы люди ко всему этому привыкли. Было бы неплохо, чтобы те, кто едет с концертами в Даугавпилс и другие приграничные города, получали госдотацию вдобавок к гонорару - пусть и небольшую.
А если продолжить о тех же самых дорогах: плохие дороги лежат в основе вялого притока инвестиций. В Латгалии есть специальная экономическая зона, там работают предприятия, но один из тормозящих факторов - сравнительно плохая дорожная инфраструктура. Я много поездил по Латвии, поэтому вижу, что в других местах о дорогах думают больше и серьезнее.
И еще одна проблема. Годами все знали, что в приграничье слабый сигнал, почти не слышно латышских СМИ. Все знали, все говорили... А жители приграничья как не слышали этих СМИ, так и не слышат. Самое прискорбное то, что в приграничье много людей даже без среднего образования, и им в голову не приходит, что надо купить, например, декодер, чтобы услышать и увидеть передачи.
Ясно, что латвийские СМИ в приграничье должны быть. А какова себестоимость декодера? Она ничтожно мала. Так, может быть, государство могло бы просто купить эти декодеры, чтобы они были в каждом доме? Люди ведь хотят знать, что происходит в Латвии и в мире. Поэтому я и говорю: политика интеграции, как минимум в приграничье, провалилась, так как, будь для государства важны эти люди в приграничье, оно бы намного активнее действовало.
Меня упрекали за упоминание Карлиса Улманиса, а именно в том, что при нем Латвия стала латышской. Часть латгальских активистов считают, что я призываю сделать латышской Латгалию. По-моему, это нормально, если признать, что латгальский язык - фактически тот же самый латышский.
- А что происходит в самом Даугавпилсе? Когда мы были там прошлым летом, в магазинах и кафе с нами говорили только по-латышски.
- Картина не столь пессимистична, как кое-кто пытается преподнести. Проще, конечно, свалить вину руссификации на приграничье, чем оценить то, что не сделано. Я только что приехал из Лиепаи и там встретил людей, которые со мной пытались говорить по-русски. Преобладание русского - это проблема не только Даугавпилса.
Но я бы об этом так уж не тревожился, поскольку с молодым поколением все иначе. Мой опыт: я читаю в Даугавпилском университете первому курсу лекции и знаю, что там русская молодежь тоже есть, но они абсолютно способны учиться на латышском.
Проблемы в другом. Часть русской молодежи пришла учиться к нам из Риги, и они, очевидно, под влиянием СМИ, думают, что в Даугавпилсе все по-русски. Они надеются, что с их плохим владением госязыком в Даугавпилсе учиться будет легче.
А что касается старшего поколения... Вряд ли в нем что-то можно будет изменить. Там много ностальгии по советским временам. Но надо ли тревожиться об этом? Думаю, нет. Больше внимания надо уделять молодому поколению, и тогда все наладится. И чем активнее будет работать СГБ, тем меньше нам придется волноваться.
- Я многократно слышала о Даугавпилсе: это же русский город!
- В Даугавпилсе есть не только латыши, но и русские, белорусы, поляки, евреи... Многонациональный город. Возможно, меня снова упрекнут, но скажу: считаю Даугавпилс очень толерантным городом, так как эти национальности не конфликтуют между собой. Даугавпилс был одним из первых городов, где школы перешли на билингвальное обучение. Это дало результаты в освоении латышского языка.
Конечно, не только в Даугавпилсе, но и в других городах находятся люди, менее лояльные к государству, но я считаю, что это не проблема Даугавпилса. К тому же, если рассмотреть последние годы с политической точки зрения, Даугавпилс не был "красным" городом: у власти была Латгальская партия, которая шла вместе с "Единством", был "Латвийский путь". Поэтому считаю, что демонизировать Даугавпилс неправильно. Однако над этим поработали и латвийские общественные СМИ, так как плохие новости более востребованы.
О хороших новостях: я восхищаюсь группой Prāta vētra, которая включает в свои туры Даугавпилс. Наша публика очень сплоченная: весь стадион поет по-латышски.
- А как ваш мэр Андрей Элксниньш? Он тоже борется, чтобы Даугавпилс стал истинно латышским городом?
- Я бы сейчас не хотел дискутировать по этому вопросу, скажу лишь: и когда мэром был Янис Лачплесис, и теперь, при Элксниньше, городские мероприятия были и остались достаточно патриотическими и проводятся на латышском языке. Да, было возмущение из-за концерта Лободы, но в городе есть спрос на артистов, поющих по-русски, хотя Лобода и украинка.
Конечно, надо признать, что в Даугавпилсе на улице мы чаще услышим русский, но в магазинах и кафе к людям обратятся по-латышски, чего в Риге во многих местах не дождешься.
Я живу в Даугавпилсе уже лет 40, я принял этот город как мультикультурное место. Мне предлагали работу в Риге, но я всегда отказывался - мне нравится Даугавпилс.
- Значит, Даугавпилс не отделится от Латвии? Сепаратистское настроение горожан не затронуло?
- Не отделится. В сфере людей, с кем общаюсь, ничего не слышал о вероятности такого. Меня скорее волнует приход тоталитаризма в наше общество. Новые черты глобализации приходят в общество методами тоталитаризма.
- Однако тему автономии Латгалии нередко поднимают, и это опасно.
- Надеюсь, что за этим следят органы безопасности. Речи об автономии я больше слышал со стороны Резекне. Но воображать и публично высказывать нечто подобное - уже преступно.
- И, наконец, что нового в вашем университете?
- (...) Университет - это центр латышскости в Даугавпилсе: учеба проводится на латышском, культурное пространство будет латышским, то есть мы делаем, что можем. А вот некоторые политики пытаются нас остановить - мол, эту функцию нам никто не делегировал.
- Это что за чудеса? Надо ждать, пока "делегируют"?
- Я в таких случаях говорю: ну, так делегируйте! Поддерживать латышскость нелегко, удержать в Даугавпилсе специалистов высокого уровня еще труднее. Тут я хочу поблагодарить президента, который во время визита к нам удостоверил: да, в Даугавпилсе должен быть университет. Это для нас очень важно. Мы готовы участвовать в разных мероприятиях и проектах, но если политики говорят: вам эта функция не делегирована...
Но все равно Даугавпилсский университет в Латгалии - это центр, вокруг которого собирается интеллигенция. Мы могли бы делать намного больше, но повседневная рутина иногда мешает посмотреть на вещи шире.
Зачётно.
Да завязывайте уже. Не было никакой "политки интеграции".
Была и есть конечно! Борьба со всем, что касается русских и русского языка, называется интеграцией!
Арвидс всё верно говорит! Статья прочитана полностью, и согласен на 100%. Мы такие же жители Латвии как и рижане и не надо на нас коситься как на оккупантов!
Скажите это правящим. Мы это и так знаем
...И чем активнее будет работать СГБ, тем меньше нам придется волноваться...
выборы скоро ?
говоруны вылезают из спячки читать нет смысла: ни о чем и обо всем (как наши корабли бороздят просторы)
Читать всегда есть смысл. По речам человеков можно оценить степень роста личности в зависимости от политического тренда. Сделать выводы.
А мы ещё раньше- с 1918.
За такую зарплату все красиво говарили бы и в ригу ни ни никогда не поехали бы
Во времена беспозвоночных, узаконенной безнаказанности, уничтожения морали общества,
архи лицемерия, откровенной лжи и повседневной полуправды, приспособленчества, смены масок, чудесного переобувания в полёте
оценить степень роста личности,
спрятавшей фигу в кармане,
по речам ?
Рост искать в каком из перечисленных умений ?
А ЧТО ОБСУЖДАЕМ ?
В передовой по многим показателям стране ЕС,
расширены списки и права избирателей ?
Во всех перечисленных. Наши люди ростут и цветут.
Интеграция должна быть основана на компромисах, учитывающих интересы всех жителей страны. А так это просто пустая болтовня. Как по мне, так пофиг на эту интеграцию, не тепло и не холодно....
Интервью ни о чём, но ректор умеет высказываться в медийном поле. Его заслуга в том, что ДУ ещё не постигла печальная участь ЛиепУ или Балтийской международной академии.
Есть ещё желающие, дальше и глубже на вентилятор накинуть? )))
+
Непонятно, почему Даугавпилс должен стать «латышским городом», притом, что латыши здесь составляют порядка 10%. А русские, поляки, белорусы, евреи Даугавпилса общаются как правило на русском языке. И что тут плохого? Так сложилось исторически.
Толково все и понятно.
Любит город и свою работу.
Верит в будущее и развитие.
Успехов и удачи.
Вся беда Латвии,да и пожалуй всей Европы в том,что она " ЖЕЛАЕМОЕ ВЫДАЁТ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ'.