Скандал на голубых экранах

В среду вечером очередной выпуск популярной в стране общественно–политической передачи Латвийского телевидения "Что происходит в Латвии?" был прерван незадолго до окончания прямого эфира. Ее ведущий Янис Домбурс в случившемся винит руководство канала и требует немедленного разбирательства в Национальном совете по радио и телевидению. Руководство канала, в свою очередь, ставит Домбурсу в вину неумение вовремя кончить.

В тот вечер темой программы была инфляция в стране. В студии, помимо ведущего Яниса Домбурса, находились глава центробанка Илмарс Римшевичс, министр финансов Оскарс Спурдзиньш, представители Ассоциации коммерческих банков, Торгово–промышленной камеры и прочие деятели. В общем, состав участников, как обычно, был статусным, что и предполагается форматом программы. Говорили–говорили, спорили, аргументировали, как вдруг р–раз — и нет сигнала из студии. Народ, кто смотрел, разумеется, натурально переполошился — как так, что случилось, что же будет с родиной и нами? А случилось то, что эфир просто прервали.

Больше всех оскорбился, понятно, ведущий. Поэтому он выступил с обращением к СМИ. В нем г–н Домбурс, в частности, указал: “Подобными действиями, неадекватно выполняя задачи общественного телевидения, ЛТВ выразило ужасающее неуважение как к зрителям, так и к участникам и автору передачи”. Более того, “прервав прямую трансляцию программы, ЛТВ не дало никаких пояснений”.

Впрочем, Янис Домбурс даром что опытный журналист — понимает, в чем может быть дело. Поэтому пишет: “Можно предугадать возможные отговорки со стороны ЛТВ — что программа превысила хронометраж”.

И это действительно так. Согласно договору, заключенному между создателями “Что происходит в Латвии?” и ЛТВ, эфир должен длиться 70–73 минуты. Однако средняя продолжительность каждого выпуска в течение, скажем, последних двух месяцев (и Домбурс это подтверждает), составляла 76–78 минут. Прямой эфир, в котором ответственные кунги обсуждали животрепещущую тему инфляции, отрубили на 77–й минуте, когда до конца оставалось неведомо сколько. Автор, правда, утверждает, что скорый конец был очевиден. В итоге зрители не услышали финального спича главы Банка Латвии — существенного по содержанию, считает журналист.

К тому же Домбурс утверждает, что не раз объяснял руководству гостелеканала, что практически невозможно уложиться в условленное время, если тема интересная, а в студии ее обсуждают 8–10 гостей. По его мнению, это даже неплохо — несколько дополнительных минут дают зрителям дополнительную информацию. В то же время отношение со стороны администрации ЛТВ к этим постоянным задержкам варьировалось “от эластичного до угрожающего”. Эластичное, надо понимать, когда закрывали глаза, угрожающее — вроде прошлого лета, когда Домбурсу пригрозили прекратить трансляцию, если он в очередной раз позволит себе превысить временной лимит.

Гендиректор ЛТВ Янис Холштейнс утверждает, что только в ноябре–декабре прошлого года Домбурс шесть раз нарушил условия договора, несмотря на увещевания и угрозы. Один из аргументов телебосса таков: каждый ведущий имеет в ухе наушник, в который режиссер сообщает ему, сколько минут осталось до конца эфира, — имея такую подсказку, можно распорядиться временем. А если кто не может справиться — тот, выходит, такой профессионал. Холштейнс привел в пример двух телешоуменов, которые всегда кончают вовремя, — Ларри Кинга и Карлиса Стрейпса, а также добавил: “Никому ведь не нравится, когда опаздывает общественный транспорт”.

Янис Домбурс считает эту мотивацию достойной токаря и намерен обратиться в Нацсовет по радио и ТВ — пусть там оценят действия руководства ЛТВ “с точки зрения закона и этики”.

13.01.2006 , 18:42

"Вести сегодня"


Написать комментарий