Есть и путь, есть и след

Аксенов предвзято подошел к роману лауреата Букера-2005 Дениса Гуцко "Без пути-следа"

Недавно Телеграф напечатал интервью с председателем жюри российского Букера Василием Аксеновым, который спровоцировал при оглашении лауреатов скандал, отказавшись назвать имя победителя. На самом ли деле так плох роман Дениса Гуцко “Без пути-следа”, или мэтр просто не справился с эмоциями?



Не пущать!



О новом лауреате Букеровской премии Денисе Гуцко говорят сейчас много, но немногие смогли прочесть его роман. Негде, разве что в Интернете — отдельной книгой он не издан. Зато мы видели и слышали, как резко отнесся к лауреату председатель жюри Букера-2005 Василий Аксенов.

Аксенову роман не понравился напрочь. Он считает, что главный герой не совершает никаких поступков. А без решительных действий, меняющих ход событий, для Аксенова роман — не роман.

На самом деле, собственно, мэтр сам нарушил правила игры. С его подачи еще до вынесения вердикта литературная тусовка Москвы знала, что Букера Аксенов задумал отдать Анатолию Найману за роман “Каблуков”.

Но тут-то объявился 35-летний автор Денис Гуцко, чье произведение напомнило блистательные романы Юрия Трифонова и Булата Окуджавы.

Против мнения Аксенова выступили остальные четверо членов жюри, в их числе был и Владимир Спиваков. Похоже, его голос оказался решающим. Без споров и сомнений они выдвинули в лидеры Букера роман Гуцко.

Аксенова это задело настолько, что от обиды и возмущения он даже отказался провозгласить победителя на официальном торжестве. А в приватном выступлении высказался: “Мне роман не понравился, поэтому я и отказался объявлять имя лауреата”.

Фрондер против Вакулы



Почему не понравился, понять нетрудно. Аксенов — натура противоречивая и даже двойственная. Как прозаик он всегда был фрондером, писателем скорее левого толка, а вот по жизни твердо держится либералов. Представляя русско-американское направление в литературе (вместе с Набоковым, Берберовой, Бродским, Довлатовым), он, по понятным причинам, не смог принять близко к сердцу “паспортные мытарства” невезучего Вакулы, героя романа “Без пути-следа”. Русского парня грузинского происхождения, который зачем-то стремится пробить себе не грузинское или на худой конец американское (как сам Аксенов) гражданство, а вот поди ж ты — российское. И вообще в романе Гуцко какого персонажа ни возьми, все они, можно сказать, выкидыши демократического режима. Это остросоциальный роман. Он написан — и автор так прямо и говорит — о тех, кто дожил до перемен, а вот силы, чтобы жить дальше, уже растерял. Это не по-аксеновски.

И есть еще одно удивительное, странное обстоятельство, которое могло не понравиться Аксенову и уж точно оттолкнет либеральную критику. Умышленно это сделано или получилось само собой, но Гуцко своим романом как бы “передразнивает” недавнего лауреата Нацбеста швейцарца Михаила Шишкина и насмехается над ним. В романе Шишкина “Венерин волос” ситуация примерно такая же. Только там беженцы из России (и тоже — из числа нацменьшинств) точно так же, сталкиваясь с западными чиновниками-бюрократами, стремятся пробить себе тамошний вид на жительство. Можно не сомневаться, что “Венерин волос” Аксенову понравился больше.

Гарри ГАЙЛИТ

21.12.2005 , 10:07

Телеграф


Написать комментарий