Письмо замедленного действия

Подписав обращение к руководству страны с предложением компромисса по реформе образования, представители латышской интеллигенции впервые выступили со своей оценкой напряженной ситуации, которая сложилась вокруг русских школ.

И хотя реакции от официальных властей пока не последовало, авторы заявления уже заслуживают уважения за свою смелость. “Очень многие поддерживали наши идеи, но свою подпись ставить боялись. И таких людей среди латышей очень много”, — призналась Илзе Брандс Кехре, директор Латвийского центра по правам человека и этническим исследованиям.

Пропорции не нужны

Во вторник в “Телеграфе” и других русских газетах было опубликовано обращение к президенту, премьер-министру и спикеру Сейма с предложением компромисса по реформе образования. Его подписал 21 человек, в том числе директор Латвийского центра по правам человека и этническим исследованиям Илзе Брандс Кехре, экс-премьер Андрис Берзиньш, кардинал Янис Пуятс, доцент Латвийского университета Абрам Клецкин, исполнительный директор Международной ассоциации гражданского просвещения Civitas International Гунтар Цатлакс и другие. “Следует предоставить школам большую свободу в выборе способов освоения латышского языка, не устанавливая при этом языковые пропорции в учебном процессе, а усилив ответственность школ за конечный результат — знание латышского языка выпускниками. В школах национальных меньшинств следует ввести выпускной экзамен по латышскому языку как условие получения документа о среднем образовании”, — вот к чему прежде всего призывают авторы обращения.

Пугающая тенденция страха

Как рассказал “Телеграфу” Игорь Пименов, член правления ЛАШОР, реакции на обращение ждать пока рано. “Однако мы надеемся, что реакция будет, мы уверены в этом”, — говорит Пименов. “Это заявление можно считать прорывом, ведь до сих пор внятной оценки ситуации со стороны латышей не было. Главное, что мы выступаем не против реформы как таковой, мы — за другую реформу. Я уважаю тех людей, которые не побоялись поставить свою подпись. Это свидетельствует об их гражданском мужестве и человеческом достоинстве”, — уверен Пименов.

“Меня беспокоит обострение ситуации вокруг этого вопроса. Под угрозой оказалась идея интеграции в целом, и, к сожалению, диалога по этой проблеме почти нет… Когда мы собирали подписи, говорили с очень многими людьми. Да, говорят, мы вас поддерживаем, но подписывать боимся. И это достаточно пугающая тенденция. Но мы не против реформы, речь идет о методах, которыми она внедряется”, — поделилась с “Телеграфом” Илзе Брандс Кехре.

Кардинал дает задний ход

“Подписав это обращение, я всего лишь еще раз повторил свою позицию, которую уже неоднократно высказывал, — говорит профессор Латвийского университета Юрис Розенвалдс. — То, что сейчас происходит — очень опасно, и развитие этой ситуации может быть чревато еще большими проблемами. Вопрос реформы образования чрезвычайно политизирован. И однажды кто-нибудь уже должен был что-нибудь сказать. Причем тот, кто не принадлежит ни к одной, ни ко второй стороне. То есть не является ни представителем Штаба защиты русских школ, ни правительства. Жаль только, что текст этого обращения полностью не был опубликован в латышских газетах, но спасибо вам за то, что его напечатали вы”.

“Министерство образования, когда его возглавлял Карлис Шадурскис, оказалось совершенно неспособным реализовать реформу. В результате на улицы выходят дети, диалога нет, на школы оказывается давление. Мы все-таки живем не в тоталитарном государстве, а потому необходимо найти решение этой ситуации и действовать в интересах общества”, — отмечает подписавший обращение экс-премьер Андрис Берзиньш.

Немного выбивается из общего тона комментарий кардинала Яниса Пуятса, который он дал Latvijas Аvize. “Я не сторонник отмены реформы образования… Но каждое хорошее дело можно реализовать мирным путем, без обоюдных обвинений”, — говорит кардинал. Однако в то же время священнослужитель, можно сказать, дает задний ход. И говорит, что не подписывал текст, в котором идет речь о необходимости отменить отдельные пункты Закона об образовании (хотя в обращении это написано черным по белому). “По-моему, я такой текст не подписывал”, — отвечает Янис Пуятс.

Другое мнение

Карлис ШАДУРСКИС, экс-министр образования:

— Я не понимаю смысла этого обращения. По-моему, те, кто его подписал, пытаются вскочить в уходящий поезд. Они призывают открыть закон для поправок, но это безумие. Безответственные политики вновь выведут на улицы детей. Школы готовы к реформе, и ее надо внедрять. Что же касается авторов обращения, то, по-моему, Илзе Брандс Кехре мало что смыслит в образовании, а Андрису Берзиньшу следовало бы уехать в Брюссель.

28.06.2004 , 15:46

"Телеграф"


Написать комментарий