От Ryanair до вытрезвителя

О чем были 5353 жалобы Апситису

В сейм поступил для утверждения годовой отчет главного государственного правозащитника. “Тиесибсаргс” Романс Апситис в минувшем году обошелся бюджету ЛР в 1 303 002 лата. 51 сотрудник бюро омбудсмена занимались проверкой в государственных учреждениях (преимущественно закрытого типа), читали лекции, выпускали буклеты, а главное — отвечали на жалобы населения.

В 2008 году латвийцы 1602 раза обращали внимание омбудсмена на нарушение их гражданских и политических прав. Самыми актуальными темами, однако, были препятствование справедливому суду, пытки, нечеловеческое обращение, нарушение частной и семейной жизни. Словом, все темы исков, коими занят Европейский суд по правам человека от столь разных стран, как Италия и Россия, — тут Латвия ничуть не уникальна. Только ОДИН раз к Апситису обратились по трактовке избирательного права — это нагляднее всего демонстрирует “приоритетность” данного вопроса. 23 раза письменно и 34 раза устно отвечали в офисе омбудсмена на жалобы по этнической и расовой дискриминации. Так, авиакомпании Ryanair было указано на невозможность для неграждан ЛР пройти онлайновую регистрацию — госправозащитники признали это “косвенной дискриминацией в силу этнической принадлежности” и потребовали устранить. “Несоразмерными” нашли в бюро также запреты для неграждан служить адвокатами, руководителями детективных и охранных бюро. По языковой дискриминации жаловались 20 раз письменно и 46 раз устно. Романс Апситис занял тут позицию нейтралитета — с одной стороны, отметил “менее благоприятную ситуацию для лиц, родным языком которых не является латышский”, а с другой, подчеркнул “обоснованные интересы общества использовать латышский язык”.

Весьма регулярно жалуются в бюро Апситиса заключенные. Омбудсмен отвечает взаимностью — состоялись визиты в тюрьмы: Центральную, Матиса, Валмиерскую, Парлиелупскую, Екабпилсскую, Елгавскую. Как отмечается в отчете, “в большинстве случаев указанная в жалобах информация о плохих условиях в местах заключения подтвердилась”. Так, особо “неприемлемыми и нарушающими права человека” были сочтены подвальные помещения следственного изолятора в Валмиере. А именно: отсутствие дневного света, вентиляции, “совмещение” отхожего места и умывальника, наличие грибка на стенах и невозможность для взрослого человека выпрямиться в боковой части камеры с арочным потолком. “В данных условиях содержание лиц недопустимо”, — констатировал Р. Апситис и пообещал заехать в валмиерскую “зону” еще раз в этом году, чтобы убедиться в исправлении ошибок.

Вообще, в отчете омбудсмена обращает на себя внимание известная наивность формулировок. Так, по результатам командировки в Екабпилсскую тюрьму отмечено: “В работниках не чувствуется энтузиазма, имеется безразличие…” Вообще–то тюремщик–энтузиаст само по себе существо довольно страшноватое. Хотя не все так безнадежно — к услугам осужденных здесь капеллан, психолог, психотерапевт, а благодаря финансированию ЕС “положены хорошие основы образовательному процессу”.

Осмотру конторой “тиесибсарга” подверглись также изоляторы временного содержания полицейских управлений. Они правозащитникам решительно не понравились. В кутузке Даугавпилса не были найдены прогулочный дворик и санузлы в камерах, ну а самые худшие условия в ИВС Айзкраукле: там отсутствуют вода, санузел, естественные освещение и вентиляция, нет места для прогулки. Недостатки констатированы в камерах полицейских управлений Огре, Тукумса, Гулбене. Обратил внимание г–н Апситис и на права задержанных пьяных — в Латвии до сих пор отсутствует единый стандарт вытрезвителя. В Тукумсе задержанных алкоголиков помещают в “резиновую камеру” без окна, а в Даугавпилсе кладут в “палату детоксикации” местной больницы с оборудованным полицейским постом.

В целом же можно только согласиться с Р. Апситисом: “Только общей работой сможем достичь более полного понимания прав человека и хорошего управления”. Такой вот у нас “министр прав человека” — коллективная жилетка для плача ЛР.


Написать комментарий