Портрет безработного в интерьере ЛР

Латвия со своими 14,4% безработицы заняла "почетное" второе место в Евросоюзе, уступив только Испании (15,5%). Куда нам до Нидерландов (2,7%), Кипра или Австрии (по 4,5%)!

Представители Госагентства занятости, пришедшие в сейм с отчетом, не скрывали: ситуация угрожающая. Если за последний год в среднем по ЕС безработица увеличилась с 6,7% до 7,9%, то в Латвии зафиксирован более чем двойной рост — с 6,1% до 14,4%. В начале 2009 года была преодолена символическая планка в 100 тысяч безработных, а сейчас их свыше 117 тысяч. Очереди на биржах труда, занимаемые с ночи, стали обычным явлением…

Наиболее многочисленными группами безработных являются мужчины в возрасте 45–54 лет и их ровесницы. Следующими идут представители обоих полов 25–34 лет. Значительная часть ищущих работу имеет профессиональное образование — таких 38,4%. Высшее образование у 11,5%. А вот 19,8% не может похвастаться ничем, кроме как “основным или ниже”. При этом безработных женщин с дипломом вуза в Латвии гораздо больше мужчин — 8236 и 5199 соответственно.

Где работали эти люди до увольнения? Самая распространенная профессия — продавец магазина. Следом идут разнорабочие, уборщицы, водители, повара, швеи, строители, операторы лесопилок, охранники. То есть самые “текучие” вакансии, наиболее подверженные колебаниям рынка. Среди лиц с высшим образованием печальный топ таков: инженер, экономист, учитель, юрист, технолог, специалист по предпринимательству, бухгалтер, филолог, психолог. В общем, в какую сторону умственной активности ни бросишь свои усилия, гарантии от увольнения нет.

При всем этом эксперты по занятости вычленили несколько наибольших групп риска. Лица предпенсионного возраста, освободившиеся из заключения, матери после “декрета” — всем им тяжелее найти работу. Молодежь в Латвии теряет работу часто, но она мобильнее, и более 80% молодых людей находят новое место за полгода или меньше. Впрочем, это делать все труднее и труднее. Ведь если в октябре 2007 года отношение вакансий к числу ищущих работу было 2:5, то в прошлом месяце — 1:60! По плану 2009 года, свыше 9,5 тысячи безработных должны были получить временные вакансии. Реально таких было чуть более 2 тысяч. Отстают и прочие мероприятия по борьбе с безработицей: профессиональное обучение, карьерные консультации, помощь в начале бизнеса (вообще 7% от плана).

Ну и, конечно же, у 39% безработных констатировано недостаточное знание государственного языка. Эта цифра удивительным образом совпадает с пропорцией русскоязычного населения Латвии. И заставляет задуматься: не является ли наша безработица искусственно срежиссированными “сообщающимися сосудами” по принципу “уволить русского — принять латыша”. Ну а то, насколько в ЛР высоки требования к интеллектуальному уровню занятых, показывает то, что лишь 5% безработных порекомендовали изучить компьютерные программы. Это не потому, что остальные 95% ими владеют, а потому, что не надо.


Написать комментарий