Спастись от кризиса под армейской шинелью

Давно ли военкомат был настоящим пугалом для многих молодых людей? Встречи с этим учреждением ужасно боялись, изобретали самые невероятные способы "отмазок" от армии, шли на отчаянные шаги.

Однако сейчас мошенница-судьба выкинула очередный финт, и те, кто еще недавно даже не задумывался о вооруженных силах, вдруг увидели в них едва ли не лучший шанс к спасению от безнадежной обыденности. Виданное ли в прошлом дело: сотни юнцов стремятся “под ружжо” , а армия им отказывает в этом?! Самих, дескать, уже много, ждите своей очереди…

Куда пристроиться?

Юрий — типичный даугавпилсский старшеклассник. В этом году он оканчивает школу. Естественно, чем ближе “пинок под зад в счастливое будущее” (по его же выражению), тем больше времени парень проводит в крутых раздумьях по поводу этого самого будущего. А перспективы складываются так, что не позавидуешь: лишних рабочих мест ни в городе, ни в округе нет и не предвидится. Интересно, куда податься парню без связей, богатых родственников, но с огромным желанием прогнуть жизнь под себя и вытащить-таки свой счастливый билет?!

Решение пришло само собой — армия! Надо сказать, что раньше о таком варианте Юра даже не задумывался. Пока вокруг еще царило относительное благополучие, он мечтал о продолжении учебы в каком-либо высшем заведении, так, чтобы еще оставалось время подзаработать на стороне — “на пиво и девочек”. Однако сегодняшний день заставил эти мечты увянуть и рассыпаться прахом. Окончание университетов и институтов нынче никак не гарантирует даже самого микроскопического шанса на трудоустройство, а с возможностями подработать стало совсем скверно. Остается армия, рассудил Юра. Будучи от природы человеком крепким и ловким, он не убоялся возможных армейских тягот. Однако, как выяснилось к его разочарованию, даже армия сейчас не готова гостеприимно распахнуть ворота казарм перед всем и каждым. В настоящее время численность латвийских вояк не дотягивает и до 5 тысяч, да еще и активно обсуждаются планы их сокращения. И понятно, что попасть в число армейцев нынче трудновато.

— В этом году мы взяли в наши вооруженные силы только тридцать новых добровольцев, — рассказывает представитель столичного Центра рекрутирования Национальных вооруженных сил старший лейтенант Имантс Армаловичс. — И то — все они должны были поступить на службу еще на исходе прошлого года. Тогда было большое количество желающих, фактически на одно место приходилось более десятка претендентов. Из них, разумеется, отобрали самых способных и подготовленных. После того, как в январе они были официально зачислены в состав латвийской армии, тема призыва оказалась надолго закрытой. И конкретно насколько, пока не ясно — учитывая тяжелое финансовое положение государства и скудость средств, выделяемых на вооруженные силы. Однако фактически уже с этой недели открывается еще одна превосходная возможность послужить Латвии под военными знаменами: на этот раз — для молодых юношей из числа оканчивающих школу.

Академия обороны ждет

Да, свои двери перед очередным поколением абитуриентов открыла Национальная академия обороны, в которой 25 апреля прошел первый в этом году День открытых дверей. Теперь все желающие до 31 мая могут подавать туда документы. Впрочем, сам факт подачи документов еще никак не свидетельствует о том, что их обладатель все же будет принят. Как и повсюду, в академии теперь проводится жесточайший отбор.

— Поставлена задача: отобрать всего 45 новых учащихся, и ни человеком больше, — продолжает И. Армаловичс. — Причем отбор будет производиться, главным образом, по степени школьной успеваемости претендентов, по оценкам в их табелях и аттестатах. Кстати, особое внимание будет уделяться оценкам по такому предмету, как физика. Без физики здесь не обойтись, учитывая специальности, которые будут получать учащиеся Академии. Одна часть из них пройдет подготовку офицеров ВВС, другая будет готовиться к службе в составе военного флота. Третья группа выпускников Академии станет военными инженерами. Так что технические науки тут совершенно необходимы. Список первокурсников будет определяться с июня по август, а уже с 1 сентября они начнут подготовку на полигоне под Алуксне. Естественно, все они переходят на полное государственное обеспечение: кормежка, крыша над головой. Плюс ко всему — каждый учащийся Академии получает ежемесячную стипендию в 440 латов. Интерес к данному учебному заведению со стороны желающих (в том числе и из Латгалии) весьма велик, так что без отбора не обойдется…

В общем, Юрий готовится везти документы в Ригу, в Академию обороны. Говорит, что верит в свою счастливую звезду, знания и умения. И то сказать — с учебой у юноши все в порядке, к точным наукам он всегда проявлял интерес. Ну а как быть тем, кому Академия не светит, но испытать тяжесть военной аммуниции на плечах таки хочется?

Нелегкий хлеб

Для таких людей остается возможность присоединиться к отрядам Земессардзе. Земессарги, в сущности, представляют собой часть вооруженных сил, но формально стоят особняком. Однако и к ним сейчас попасть не совсем просто.

— Состав Земессардзе сейчас делится на так называемых “штатников” и “внештатников”, — объясняет специалист по связям с общественностью 2-го округа Земессардзе Диана Селецка. — Вакансии на места “штатников” давно уже отсутствуют. А вот во “внештатники” берут граждан с 18 до 55 лет, в разные возрастные группы — главное, чтобы на них не “висела” судимость. Тут все зависит не столько от возраста, сколько от состояния здоровья. Если со здоровьем все в порядке, человек может быть зачислен в ближайший к месту жительства батальон. Сначала пишется заявление, затем проходится медкомиссия. Потом необходимо затратить определенное число часов на подготовку по “кандидатской” программе, затем — тестирование и присяга. После зачисления добровольцы несут службу в свободное от основной работы время, участвуют в учениях, назначаемых, главным образом, на выходные. Ну а денежная компенсация за службу зависит от занимаемой должности. За один день службы можно было получить примерно латов 20 — впрочем, сейчас эти суммы, очевидно, будут пересматриваться. Деньги выплачиваются один раз в квартал. Плюс, существуют пайковые — их сумма зависит от обстоятельств. На данный момент при 34-м батальоне, расквартированном в Даугавпилсе, числятся 420 добровольцев, и прием новых людей все еще открыт для желающих.

Судя по словам Д. Селецкой, среди даугавпилчан существует устойчивый интерес к Земессардзе, что вполне объяснимо. Ведь в тяжелые годы даже самая небольшая материальная поддержка может оказаться существенной. Другой вопрос — велико ли значение таких вот желающих “подкормиться” именно как боевой силы? Конечно, можно смело надеяться, что до полномасштабных боевых действий у нас никогда не дойдет, и шпаги, фигурально выражаясь, останутся вложенными в ножны. Однако беспокоит другое: уже к концу осени, по оценкам некоторых экспертов, Латвии придется в полный рост столкнуться с угрозой голодных бунтов. Если такое случится, то крайне интересно — кого бросят на их подавление? Людей, вышедших из таких же обездоленных семей, только прикрытых военной формой? И опять бедняки станут бить друг друга, пока “большие пацаны” будут продолжать делить выжатое из того же народа? Воистину, некоторые сюжеты не меняются из столетия в столетие…

30.04.2009 , 13:25

Владимир Веретенников "Наша газета"


Написать комментарий