И полетели камни в огород минздрава 2

В рамках проекта "Измерение инвалидности" в Даугавпилсе, в Дневном центре социальной реабилитации, прошли три форума о проблемах инвалидов, самый острый из которых касался проблем здравоохранения.

Докладчиками форума стали директор департамента здравоохранения при Минздраве  Рейнис Йокстс, руководитель Латгальского отделения госагентства обязательного страхования здоровья (VOAVA) Сандра Бузаева, а также представительницы латгальского филиала Агентства общественного здоровья Ирена Куницка и Юлия Цибульска. Больше всех упреков досталось сотруднику Минздрава, который презентовал нововведения в системе здравоохранения нашей страны и предупредил, что улучшений не предвидится – сохранить бы то, что есть.

ВСЕ ДОПЛАТЫ – ТОЛЬКО ПО ДОГОВОРУ

Что касается основных акцентов, на которых заострил внимание Рейнис Йокстс, то они были следующими. Во-первых, прежде чем получать какие-либо медуслуги, надо первым делом узнать, заключен ли у данного медучреждения или практики договор с VOAVA. Только при его наличии можно претендовать на оплачиваемые государством услуги. Во-вторых, на полностью или частично оплачиваемые медуслуги можно претендовать только при наличии направления от семейного доктора или врача-специалиста. Исключения составляют неотложная помощь, специалисты так называемого прямого доступа, динамическое наблюдение у специалиста и визиты к докторам по приглашению от Минздрава в рамках ракового скрининга.

В-третьих, если в медучреждении на какую-либо услугу имеется очередь, то учреждение вправе предложить пациенту получить эту услугу вне очереди, но за дополнительную плату. При этом всегда должно быть заключено письменное (!) трехстороннее соглашение (медучреждение, специалист, пациент) о получении услуги за деньги. Только тогда можно что-то проверить и в случае необходимости доказать. Письменное соглашение необходимо также в случае, если пациент делает выбор в пользу более дорогого эндопротеза, чем тот, который оплачивает государство. Минздрав оплачивает вид эндопротезирования, являющийся самым дешевым. Если человек выбирает более современный и дорогой, то он, согласно подписанному соглашению, оплачивает только разницу между дорогим протезом и его дешевым аналогом, оплачиваемым государством.

Рейнис Йокстс также акцентировал изменения в реабилитационных услугах. Если раньше были установлены конкретные диагнозы, при которых специалист мог назначать реабилитационные мероприятия пациенту, то теперь врач сам вправе оценивать заболевание, реабилитационный потенциал пациента, его мотивацию и прочие факторы, чтобы по своему усмотрению взять этого пациента на динамичное наблюдение, назначить ему курс реабилитации в амбулаторном или стационарном медучреждении.

Напоминая присутствующим о повышении пациентских взносов с 1 марта, директор департамента здравоохранения заметил, что максимальная сумма, уплаченная в качестве пациентских взносов за одно лечение в больнице, составляет 250 латов (раньше было 80 латов). Сумма всех пациентских взносов, уплаченных за год, не может превышать 400 латов (раньше – 150 латов). Здесь важно отметить, что плата в размере до 30 латов за хирургическое вмешательство, которую больницы вправе брать с пациентов с 1 марта, не является пациентским взносом – это долевая плата за собственное лечение. С 1 марта от уплаты всех пациентских взносов освобождены, помимо прежних категорий (дети, роженицы и т. п.), еще и доноры органов, инвалиды I группы и др. Еще одно нововведение Минздрава – это медобслуживание на дому. Оно предусмотрено для тяжелобольных людей, которым необязательно находиться в стационаре, но которые не могут ходить по поликлиникам. Эта мера призвана разгрузить стационары от “хроников”, которые могут получать лечение и на дому. Стать “домашним больным” можно по направлению семейного врача или по направлению, полученному при выписке из стационара.

Что касается ближайшего будущего, то бюджет Минздрава, скорее всего, будет снова урезан, но теперь по большей части – за счет зарплат медиков, а не расходов пациентов. Однако и роста последних исключать не стоит. По словам Йокстса, некоторые больницы уже не заключают договоры с VOAVA – им категорически не хватает выделяемого финансирования. Кстати, с 1 июля 2009 года медучреждения будут сами курировать очереди на плановое получение медуслуг. Минздрав решил отказаться от централизации очередей в пользу более эффективной работы стационаров. В нашем городе курировать очереди, станет Даугавпилсская региональная больница.

ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ – ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ

Время форума, отведенное докладчикам для вопросов, стало особенно напряженным. В основном потому, что многие вопросы так и остались без ответа. Например, присутствовавшие на встрече инвалиды сошлись во мнении, что необходим закон о ротации экспертов комиссии по присуждению группы инвалидности. “За 30 лет эти эксперты – одни и те же – из инвалидов Даугавпилса такие веревки свили! Уже весь город стонет!” – не мог сдержать эмоций один из участников форума. Он же никак не мог понять, почему после прохождения курса социальной реабилитации (ждал его два года) и некоторого улучшения здоровья на свой вопрос о том, когда он сможет снова получить направление в санаторий, получил ответ: “Когда будет ухудшение здоровья…” Почему нельзя использовать реабилитацию, чтобы систематически улучшать здоровье? Почему ее назначают только для того, чтобы снять обострения? На эти вопросы Рейнис Йокстс не знал ответа – социальная реабилитация не его сфера. Он больше по медицинской. На упреки пожилых женщин о том, что с недавнего времени попасть на курс социальной реабилитации после 62 лет нельзя, работник Минздрава посоветовал им написать письмо в Минблаг…

Отдельная тема – цены на лекарства. Во-первых, компенсируемые. В январе за две упаковки компенсируемых лекарств заплатили 11 латов, в апреле за такие же – уже 25. Что за сумасшедшее подорожание? Где компенсация? Во-вторых, почему за последние пару лет так подорожали элементарные лекарства, производимые в Латвии? Обычная зеленка (которая у нас почему-то теперь не зеленая, а, скорее, бирюзовая) стоит 98 сантимов!!! А ведь еще сравнительно недавно пузырек можно было купить за каких-то 10 сантимов…

Здесь Рейнис Йокстс пытался апеллировать к высоким стандартам ЕС, потом говорил, что государство все-таки ограничивает наценки на лекарства (по его словам, чем дороже лекарство, тем меньше возможная наценка), а позже признался, что не может объяснить, почему производить лекарства в Латвии получается так дорого. По поводу минимальных наценок на дорогие лекарства присутствовавшие в зале задали вопрос: так почему тогда многие фирмы заинтересованы в завозе именно дорогих лекарств, когда существуют более дешевые аналоги? Вопрос остался также без ответа.

Коснулись и темы Скорой помощи. Почему со знакомой одной женщины за необоснованный вызов скорой взяли 30 латов? “Вот скажите, как я могу определить, почему мне стало плохо? А скорая как ни приедет, все говорят, необоснованно – и штрафы дерут! 30 латов – куда столько?!” – спрашивала у медиков участница форума. Сандра Бузаева тут же позвонила Виктору Коснаревичу, руководителю нашей скорой, который сказал, что за необоснованный вызов надо платить 5 латов. Сандра Бузаева посоветовала с чеком на 30 латов обратиться в контролирующие институции. “Да какой там чек…” – тяжело вздохнула женщина.

Люди в зале сетовали и на то, что семейные врачи не дают направлений к специалистам, а все болезни лечат сами – обезболивающими. В итоге – запущенные хронические болезни. И когда Рейнис Йокстс в очередной раз упомянул об экономии бюджета Минздрава в этом году, одна из участниц форума рассказала свою собственную историю: “Я обращалась к врачам с признаками бронхита. Три раза лежала в больнице, но бронхита как такового не обнаружили. Когда попала в Ригу, у меня тут же обнаружили почти уже хронический бронхит, который перешел в астму. Вот посчитайте теперь, какой была бы экономия, если бы мне диагноз поставили сразу, а не заставили лежать в больнице, ходить по поликлиникам, мучиться шесть лет, а в итоге лечить астму! Может, от того у нас и есть такие большие расходы на медицину, что врачи не могут поставить правильный диагноз?!” На это гость из Риги коротко заметил: “Здесь, и правда, без комментариев”.

P.S. Когда номер готовился в печать, стало известно, что правительство утвердило новые расценки за необоснованный вызов скорой – от 33,5 (вызов бригады неотложной медпомощи) до 83 латов (вызов спецбригады). Тут опять-таки без комментариев…

Ольга ПЕТКЕВИЧ.

23.04.2009 , 18:26

"Сейчас"


Написать комментарий

Спасибо, Ольга, спасибо!

А вот это красноречивое подтверждение:
"Так, зарплата руководителя правления Рижской Восточной клинической университетской больницы Виестурса Бокса составляет 4 165 латов. Стоит отметить, что в прошлом году она была еще выше, а в январе этого года – была сокращена.

При этом зарплаты врачей данного медучреждения примерно в 6-7 раз ниже. По словам руководителя пресс-центра Министерства здравоохранения Оскарса Шнейдерса, врачи Рижской Восточной клинической университетской больницы получают в среднем 530 латов, медсестры – 264 лата.

В свою очередь, зарплата председателя правления Детской клинической университетской больницы Дзинтарса Мозгиса составляет 2 805 латов, а членов правления – 2525 латов в месяц. А зарплаты работников правления больницы им. П. Страдиня на тысячу превышают зарплаты в Детской клинической университетской больнице.

Написать комментарий