Как заманить интуриста

О проблемах туризма "Час" побеседовал с Олитой Кьолби - председателем правления латвийского туроператора Via Hansa Tours, членом правления и акционером датского холдинга Via Hansa, куда входят принимающие турфирмы в Эстонии, Литве, Латвии, России, Польше, Скандинавии, Финляндии, рестораны в Таллине и Риге, а также сеть гостиниц.

Добро пожаловать, но – летом

- Кризис – больная тема для всех. Как он проявляется в вашей отрасли?

- Индустрия туризма, дающая доход стране, гостиницам и ресторанам, – единственная отрасль, которая за последние годы активно развивалась. Поскольку альтернативы производству в Латвии не так много, введение новой ставки НДС – это непродуманный шаг. Сейчас становится очень актуально обозначить круг возможностей внутреннего туризма в Эстонии и Латвии. Для сельского туризма недостает маркетинга, иначе мы могли бы сразу же предлагать этот продукт финнам, скандинавам. А это дало бы возможность заполнить рестораны, гостиницы.

Возьмите Эстонию: там проводится много концертов, музыкальных фестивалей, развивается СПА- и экотуризм. Ресторанов в Таллине стало больше, чем в Риге, а цены в среднем на 30% ниже. А загрузка эстонских отелей на 30% больше. Все это приносит налоги государству и в зимний период.

В Латвии же не так много мероприятий, которые могли бы завлечь туриста. Гостиницы, клубы, рестораны или привлекательная цена у нас не могут быть приманкой. Поэтому наш туризм, увы, практически только летний.

Латвия – за и против

- Не секрет, что многие услуги в Латвии непомерно дороги для европейца. Скажите, это природная жадность или результат налогового пресса?

- В стране в последние годы общество не было готово к большим деньгам, которые шли в руки. Компании не вкладывали средства в создание структуры предприятия и обучение персонала, а старались уйти в другой бизнес – к примеру, в недвижимость, где была еще большая прибыль. И сейчас народ не знает, что делать. А государство не поддерживает средний бизнес, который, нормально развиваясь, давал бы рабочие места.

Вот еще одна проблема. Если вы приедете, скажем, в Италию, то увидите: люди так боятся проблем, что крепко держатся за свое место. Немцы бегут платить налоги, потому что знают – этим они поддерживают социальную систему. Но это здоровое общество, где в ресторане к вам пять раз подбегут к столику и сделают все, чтобы вы остались довольны.

У меня тоже ресторанный бизнес в Риге и Таллине, но мне сложно объяснить нашим, что ресторанное дело подразумевает такой сервис, чтобы персонал был доброжелательным и позитивно настроенным независимо от ситуации, как это принято во всем мире.

- Расхожее мнение утверждает, что Латвия все равно самая привлекательная из стран Балтии…

- Интерес к ней всегда был в равных долях с Эстонией. Говорю так, потому что наша компания имеет стопроцентно свой бизнес в Эстонии, Латвии, Литве. Но оборот в Эстонии в определенные годы был больше, потому что там активный рынок паромов (недорогой транспорт) и тесные связи с финнами и скандинавами. Еще там серьезно работают Tourist board, ассоциация ресторанов и гильдия гидов. Но привлекательность Латвии в том, что она находится посередине. Если правильно работать, она может стать приоритетной среди трех стран Балтии. А из Риги удобно путешествовать и в Таллин, и в Вильнюс.

- Что нужно сделать, чтобы к нам тянулись не “писающие мальчики” из Лондона, а благопристойный народ, желающий расслабиться в сельской глубинке?

- Будущее латвийской провинции очень перспективно, есть много хороших гостевых домов. Но нельзя сказать, что вот – готовый продукт есть, а турист не едет. Такая программа должна поддерживаться государством. Все должно быть правильно предложено туристу. А без инвестиций это невозможно.

Вы спрашиваете, почему из Лондона не едут прямо в Латгале? Знаете, если я захочу поехать в Испанию, где много хороших вилл, и то сначала постараюсь найти информацию через интернет или знакомых, которые мне что-то порекомендуют. Но я никогда не поеду одна бродить по трущобам Таиланда, как любят делать рисковые канадские туристы.

Давайте признаемся, что Европа побаивается “рекламы” о нас: это энцефалитные клещи, это проблемы с качеством продуктов, социальные проблемы, это несовершенная система страхования, низкое качество медицинских услуг и прочее… Вот и результат.

Клубный отдых на “Скрипке”

- В Эстонии у вас великолепная гостевая мыза Вихула. А что, в Латвии не нашлось поместья по вкусу?

- С Латвии все и началось. Мы нашли интересный объект “Лиелупес” и уже дали задаток, но в Латвии, когда дело касается зарубежных инвесторов, цена подскакивает раз в пять.

- Я же не случайно спрашивал про национальную жадность…

- В Эстонии все сделки со всеми гарантиями совершались за пару часов. Там деловые отношения не такие пафосные, как в Латвии, и очень легко работать.

Vihula Manor Country Club – это естественное продолжение нашего бизнеса. Мы решили инвестировать средства в гостиничный бизнес и создать компанию, бренд которой работает по всем требованиям европейско-скандинавских стандартов. Кстати, именно его эстонская часть позволяет нам в кризисной ситуации сбалансировать доходы.

Последние годы в мире были характерны активизации СПА-программ. А самый последний акцент делается на исторические поместья. Моего мужа и партнера по бизнесу Ханса-Хенрика Кьолби увлекает все, что связано с историей, культурой. В середине 90-х они с Андреем Жагарсом запустили идею создать в Риге Вагнеровский оперный фестиваль, который и сейчас существует.

Затем нам удалось купить гостиницу в историческом здании Таллина, построенном семьей фон Штакельберг во второй половине ХIX века. Исторический объект – конюшню – мы переделали в ресторан, который очень популярен.

…Первые упоминания о мызе Вихула относятся к XVI веку. Говорят, что тогда она называлась Vyoll – “скрипка”. Поместье включает в себя 27 строений и расположено в природном парке Лахемаа (90 км от Таллина). В своем нынешнем виде оно построено в XIX веке. Владельцы, семья фон Шуберт, были дальними родственниками композитора Франца Шуберта.

Сейчас мы полностью реставрировали и открыли кантри-клуб Vihula – гостиничный комплекс, несколько конференц-залов и ресторанов. Развивая этот проект, мы планируем открыть СПА. Здесь до моря всего 3,5 км – у нас там будет частный пляж. Этот проект вправе рассчитывать на финансовую поддержку ЕС. В Эстонии это реализовать было намного легче, чем все наши предложения по использованию средств из фондов ЕС в Риге.

Все будет хорошо?

- Представителей туротрасли Латвии беспокоят слухи об упразднении TAVA – госагентства по развитию туризма.

- Я думаю, что агентство могло бы больше отстаивать интересы туристических компаний. На примере нашего холдинга, включающего и туркомпании, и рестораны, и гостиницы, могу сказать, что без сильного профессионального маркетинга мы бы не достигли таких высоких результатов.

Причем очень важно, пользуясь опытом зарубежных стран, не только платить большие деньги консультантам и вкладывать крупные средства в рекламу, а адаптировать эти предложения под местные особенности. А также привлекать молодых специалистов по маркетингу, стилю и созданию бренда по международным стандартам. Нужно приглашать партнеров на 2- 3-дневные ознакомительные семинары, предлагая Латвию как одно из наиболее активных балтийских направлений.

- Прочитал заголовок в одной газете: “Принимающий туризм на грани вымирания”. Действительно вымираете?

- Не согласна. Считаю, что человек в любом случае будет ходить в рестораны и будет путешествовать. А в Латвии, кроме гостиниц и ресторанов, у которых сейчас проблемы, есть много мест, имеющих историческую и культурную ценность.

Поэтому любые броские высказывания в прессе, несущие в себе негатив, неправильны. Все не может рухнуть в один день. А если мы почувствуем, что государство пытается что-то для нас сделать, то и сами кризис переживем, и турист к нам поедет.

Когда люди попадают в катастрофу, то с ними работают психологи. В нашей ситуации эту роль должно было взять на себя государство вместе с прессой. Но этого не случилось, к сожалению. Поэтому люди, заинтересованные в нашем бизнесе, должны профессионально объединяться и решать свои проблемы.

справка

Принимающий, или входящий, туризм (incoming tourism) – один из немногих экспортных продуктов Латвии. Некоторым кажется: какой же это экспорт, если турист сам едет к нам оттуда? А вот такой: импорт – это когда мы своей кровной денежкой питаем зарубежного производителя. А экспорт – когда все наоборот: зарубежный потребитель едет к нам и оставляет здесь свои деньги. То есть наш товар продан за границу.


Написать комментарий