Не ловкость рук, а простое мошенничество

Среди главных тенденций, отмеченных в отчете, с которым на прошлой неделе выступило руководство латвийской полиции, упоминается расцвет мошенничества - и не зря. За последний год в Латвии количество его случаев выросло более чем в полтора раза. Мошенничество, или присвоение чужого имущества с помощью обмана, имеет много разновидностей. С одной из них может столкнуться любой из нас. Причем где угодно.

Как не попасться на крючок “охотников за состраданием”

Случай из практики

Как-то в пятницу вечером, подходя со стороны вокзала к перекрестку улиц Меркеля и Бривибас, я еще издали заметил на углу солидного, хорошо одетого человека в стильном, но не кричащем “прикиде”. Он растерянно топтался на месте и оглядывался по сторонам, будто поджидал кого-то. Наши взгляды встретились, и он с легким акцентом, но на идеальном русском языке нерешительно обратился ко мне:

- Молодой человек, извините, мне нужно с вами поговорить.

Я остановился.

- Понимаете, – тихо сказал мой собеседник, – мне очень неудобно… Вы можете принять меня за жулика, но меня самого обокрали. А ведь я работаю охранником. Стыдно, одним словом. Живу-то я в Вентспилсе, на пять дней приезжаю в Ригу, на выходные – домой. Был в кафе, подсел ко мне один. Я и выпил-то совсем чуть-чуть. Очнулся – ни кошелька, ни бумажника, ни телефона. Думал даже вон в церковь пойти (он указал на Кафедральный собор) денег попросить до Вентспилса, да неудобно как-то… И вот стою, как нищий, в самом деле. – И он развел руками.

Я вошел в положение и ссудил часть необходимой суммы. – Ну, спасибо. Дайте ваш номер. На следующей неделе позвоню – все верну!

- Да ладно. Сам знаю – в жизни всякое бывает. А в церковь вы бы все-таки сходили.

- Да я вообще-то неверующий. Благодарю вас. Может, еще кто поможет..

Мы разошлись. Я направился домой, он – в сторону вокзала.

Прошел месяц. В пятницу вечером на том же месте я увидел ту же солидную запоминающуюся фигуру. Она точно так же разводила руки, демонстрируя свое потерянное состояние. Рядом стоял человек, он внимательно слушал и время от времени кивал головой.

“Старый знакомый”, увидев, что я смотрю на него, перевел взгляд на противоположную сторону улицы. Я посмотрел туда же и увидел, что от “Сакты” ко мне направляется какой-то рослый субъект, явно настроенный на агрессию. Учитывая темное время суток, я решил удалиться, что, как видно, от меня и требовалось.

Как это делается

Вы скажете – это мелочь. Но, как говорится, с миру по нитке, да еще без насилия и ловкости рук и даже без гипноза, вот и на “прикид” насобирал. Тут и придраться не к чему. Все чисто. Вы добровольно расстаетесь с деньгами. А все потому, что просвещенный мошенник виртуозно владеет системой Станиславского и как опытный физиономист безошибочно выбирает среди прохожих того, кто идет себе не спеша и слегка задумавшись. И вы попадаете в психологическую ловушку. Поскольку вы ведь не Станиславский, чтобы вовремя сказать: “не верю!”

На каждый день недели и на каждое время суток у охотника за состраданием заготовлена отдельная трогательная история, тщательно отрепетированная и потому безоговорочно убедительная. Свои “методы” он может применить не только на улице, но и на вокзале, и на рынке, да и в любом месте, где собирается много народу. Пути отступления всегда хорошо продуманны. В критической ситуации будет подан незаметный условный знак – и в дело вступит телохранитель-вышибала, который без лишнего шума выведет из игры обманутого потерпевшего. Да так, что тому уже не захочется искать правду – себе (то есть здоровью) дороже.

А расставаться со здоровьем, как и с деньгами, не хочется. Что делать? Знатоки советуют: не останавливаться, а идти своей дорогой, если на улице к вам с просьбой о материальной помощи обращается некто, пусть даже самого презентабельного вида. Пусть лучше обратится в полицию. А если уж остановились, то у вас две перспективы: сохранять бдительность и не реагировать на декларации вроде “сами мы не местные”, либо расстаться с частью наличности, в порядке утешения считая это платой за спектакль и наглядный урок сценического искусства.

Вообще-то за такого рода “уроки”, т. е. кражу, мошенничество, присвоение в небольших размерах, статья 180 УК ЛР на первый раз предусматривает лишение свободы до двух лет, или арест, или принудительные работы, или денежный штраф до 50 минимальных месячных зарплат (кроме случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 175, частью 3 статьи 177 и частью 3 статьи 179 настоящего Закона). Но это если удастся доказать вину мошенника-психолога, что совсем непросто. Поэтому – на кодекс надейся, а сам не плошай.

Справка

В 2006 году в Латвии зарегистрировано 848 случаев мошенничества (в том числе в Риге – 400),

в 2007-м – 1118 (в Риге – 645),

в 2008-м – 1730 (в Риге – 966).


Написать комментарий