Хотите быть грамотным – читайте классику!

21 февраля весь мир будет отмечать Международный день родного языка.

Это праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1999 году в целях содействия признанию и использованию родных языков во всем мире, прежде всего языков национальных меньшинств.

Мы пишем и говорим по-русски, поэтому накануне этого праздника “Наша Газета” решила поговорить о проблемах и радостях языкового общения с одним из лучших учителей русского языка и литературы Даугавпилса — Инарой Зеновной Кудрявской.

— Это была детская мечта — стать учителем?

— Такой мечты не было. Я просто любила литературу! Однажды, когда в нашем классе уроки литературы вела студентка, пришла преподаватель из института, чтобы посмотреть на свою воспитанницу. А после урока она спросила про меня. Ей понравилось, как я работала на уроке. Это был 9-й класс, мы изучали роман “Война и мир”. Вот тогда впервые я и подумала о том, что свою жизнь свяжу с литературой. Если говорить о мечте, то мечтала я о профессии, имеющей отношение к рисованию, дизайну. А мама видела меня медиком. Честно скажу: для себя четко определила, что буду работать учителем, только на пятом курсе педагогического института. И случилось это, когда я стала работать в средней школе №13.

— Еще будучи студенткой?

— Да. Шестнадцать часов, классное руководство — сразу! Пятый курс, две дипломные работы — по литературе и педагогике. Нагрузка была неимоверная. Впервые тогда я пошла на экзамен, не прочитав текстов, что было для меня немыслимо. Стыдно до сих пор. Но именно эти трудные месяцы и помогли определиться — я стала учителем.

— Сколько лет Вы уже преподаете?

— Больше пятнадцати лет.

— Какими своими достижениями очень гордитесь?

— Во-первых, надо, наверное, начинать не с того, чем я горжусь, а с того, в чем мне повезло. После окончания института попала в нашу школу. Это случилось в тот момент, когда обыкновенная средняя школа №2 стала гимназией, потом Русским лицеем. Все эти этапы-пути я проходила вместе с коллегами. С одной стороны, это неимоверно сложно, потому что каждый этап — это что-то новое, требующее дополнительных усилий. Но идти вперед всегда интересней, чем стоять на месте.

А достижения (тут надо четко определить, что не только мои, а всего коллектива) — наши победы! На последней защите научных работ, когда первое место занял наш ученик, профессор Латвийского университета задала мне очень интересный и показательный вопрос: “Откуда вы берете таких детей?”Помогаем им расти!

Горжусь победой в Москве, когда на Международной олимпиаде по русскому языку наша ученица Марина Баженова стала абсолютной победительницей. И не потому, что она победила, а потому, что “доросла” до такой победы.

Еще одним бесспорным достижением считаю то, что в наш век прагматизма из поездок в Россию ученики все чаще привозят книги. А недавно выпускница подарила мне роман автора, творчество которого мы исследовали несколько лет назад. Приятно, что работа не прошла бесследно. Для меня как для учителя литературы это хороший знак. Хочется верить, что снова начинаем читать.

— Что самое трудное в работе учителя литературы?

— Если говорить о формальных трудностях, то — отсутствие учебников (российскими учебниками мы не имеем права пользоваться в полном объеме, а латвийские находятся в стадии разработки). Но еще сложнее — сделать так, чтобы в детских глазах появился интерес, чтобы у ученика появилось желание сотрудничать с учителем. Дать детям информацию, спросить у них — это не самое сложное в нашей работе. Необходимо научить ребенка, даже совсем маленького, ставить вопросы и находить на них ответы, сопереживать.

Недавно одна моя ученица пришла на урок и сообщила, что весь выходной читала, даже к урокам не подготовилась. Спрашиваю о том, что за произведение ее так захватило. И в ответ слышу: "Я вчера весь день читала повесть Санаева “Похороните меня за плинтусом” И плакала!". И я поймала себя на мысли, что это, наверное, и есть то, ради чего мы работаем: девочка услышала мою фразу, что есть такая интересная повесть (она сейчас достаточно широко обсуждается в России), прочитала и, самое главное, это неоднозначное произведение нашло неравнодушного читателя.

— Огорчает ли Вас, что в последнее время все мы, в том числе и подростки, стали на порядок безграмотнее?

— Знаете, всегда были грамотные и безграмотные! А нашим детям сейчас очень непросто: они оказались в ситуации даже не двуязычия. Они изучают три-четыре языка сразу. И детям сложно, и учителям, но мы должны учитывать сложившуюся ситуацию.

— Что же делать?

— Помогать детям, работать! Хотя возможности повлиять на сложившуюся ситуацию все меньше — количество часов сокращается, в старших классах объединяются русский язык и литература. Но мы стараемся. Если же говорить глобально, то есть такая закономерность: грамотно пишут те, кто читает много хороших текстов. Что можно посоветовать? Читать классику!

— А что с современной литературой?

— Сложно говорить о некоторых образцах современной литературы как об определенном примере. Почему? В современных произведениях некие орфографические неточности (не хочу сказать — безграмотность) становятся элементом выразительности. Пока ребенок не может отличить художественного приема от ошибки, лучше набираться грамотности у классиков.

— Но дети считают, что классику читать неинтересно…

— Нет неинтересных авторов — есть непонятые авторы. Мы с учениками недавно говорили о Пушкине, о любви. “Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим…”. Кто определил более благородные отношения в любви? Классика потому и классика, что она всегда будет современной. А найти с учениками эти современные аспекты всегда можно!

Я не первый год наблюдаю, как старшеклассники приходят к пониманию романа Достоевского “Преступление и наказание”, и у них зажигаются глаза: в Раскольникове они вдруг начинают видеть современника. Не буду лукавить — не для всех, но самый “неинтересный” роман становится ближе. Некоторые спрашивают о других романах Достоевского.

— У Вас есть любимый литературный герой?

— У меня есть любимые авторы — Достоевский, Булгаков и Маяковский!

— Сын любит читать?

— Любит читать тексты о природе. Я не форсирую этого процесса, чтобы литература и чтение не стали наказанием. Пока моя задача в том, чтобы отыскать произведение, от которого он не сможет оторваться.

— Дома библиотека большая?

— Большая! Это и профессиональная необходимость, и уже семейная традиция. Главным книгоношей в моем детстве был отец. Он и читать меня приучил. Хотя у моей мамы тоже интересные отношения с русской литературой и русским языком. Она родом из Литвы. Когда приехала жить в Даугавпилс, русского языка практически не знала. Ей посоветовали: бери книжки и читай! Сейчас она свободно говорит на русском, но не забывает родной язык. Часто мама вспоминает, как в пустых цехах еще строящегося завода “Химволокно” они с подругой декламировали стихи Есенина.

В общем, в нашей семье традиция взаимоотношений с книгой очень мощная.

— Что такое хорошая литература?

— Та, что толкает на дальнейшие размышления, сопереживание. Прочтешь — и ходишь с заплаканными глазами или с непонятно откуда взявшейся гармонией в душе!

— А сейчас сложно достать хорошие книжки? Книжного голода Вы не ощущаете?

— Определенный информационный голод ощущается — книги стали очень дорогим удовольствием и не всегда доступным! Не секрет, что те тексты, которые принято называть хорошей литературой, не очень популярны. Лучше продаются детективы Донцовой. Если знать, где и как искать, то в этой ситуации спасают электронные библиотеки, помогают коллеги из России.

— Как Вы думаете, мы сами достаточно уважаем свой язык?

— Забывать родной язык нельзя. Мне кажется, что в сегодняшней сложной языковой ситуации срабатывает одна очень интересная закономерность: когда чего-то мало, то этого хочется еще больше. Думаю, что сейчас поднимается новая волна интереса и уважения к русскому языку. И если было время, когда ребята без большого энтузиазма участвовали в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе, то теперь они огорчаются, если не попадают в команду любителей родного языка и литературы.

А проявить себя есть возможность. На городском и республиканском уровне устраиваются серьезные олимпиады, конкурсы. У нас проводится Латгальская конференция для учителей русского языка и литературы, в этом году были изумительные выступления учителей из тех краев, где, казалось бы, на русском языке говорят очень мало.

Если мы хотим воспитать поколение умных, достойных во всех отношениях людей, то надо отдавать себе отчет в том, что мыслить ребенок учится на РОДНОМ языке. Именно поэтому нельзя сокращать уроки русского языка в тех школах, где учатся дети из русскоязычных семей, иначе у ребенка не будет базы даже для изучения других языков.

Елена ГЕДЬЮНЕ

19.02.2009 , 11:58

"Наша газета"


Написать комментарий