ДУ экономит, но все-таки живет! 1

Начало нового 2009-го года выдалось для Даугавпилсского университета очень даже непростым.

Накануне Дня студента (25 января), или Татьяниного дня, в городе поползли будоражащие слухи…

Будто и преподавательский состав отправляют в неоплачиваемый отпуск, и бюджетные места собираются сократить, и новый корпус университета вот-вот закроют. Слухи слухами, а чтобы узнать правду и реальное положение вещей, “Наша Газета” обратилась не к гадалкам и бабушкам на скамейке, а непосредственно к главному кормчему ДУ — его ректору Арвиду Баршевскому.

— Правда ли, что бюджет университета уменьшился в среднем на 2 миллиона латов?

— Правда. Поэтому мы так громко и кричали, что о нас писали все газеты! А сейчас, если дальше не будет более усугубляющих потрясений в стране, мы видим, что своими пусть и жесткими решениями уравновесили положение — до конца 2009-го точно сможем обеспечить всех своих сотрудников зарплатой. Очень важно сохранить коллектив! На учебном процессе экономить не будем! Сейчас во всех высших заведениях страны сложилась непростая ситуация. Главное, что ДУ выходит из этого положения самыми дружественными для студентов действиями.

— На чем ДУ собирается экономить?

— Самая большая экономия будет на фонде заработной платы. В феврале наш коллектив уходит на две недели в неоплачиваемый отпуск, и такая экономия будет чувствительна сразу. Планируется сократить около 40 человек — уменьшить хозяйственный штат, отказаться от некоторых преподавателей, которые приезжают к нам из Риги. Прежде всего мы сейчас думаем о сохранении основного преподавательского состава нашего университета. И кого увольнять, если, по сути, все нужны?!

— Сильно уменьшатся зарплаты преподавателей?

— Снизятся на 5%. На 15% уменьшатся зарплаты обслуживающего персонала, в том числе всех сотрудников администрации. На 20% понижается зарплата руководства университета — ректора, проректоров, деканов. Естественно, понижение не коснется тех, кто получает меньше 360 латов.

— Бюджетных мест не станет меньше?

— Для тех, кто в этом году собирается поступать к нам на первый курс, будет более 500 бюджетных мест. Еще мы увеличили количество бюджетных мест на магистерских и докторских программах.

— Плата за проживание в общежитии повысится?

— Повысится, но максимум — на семь-восемь латов. Будет составлять от 21 до 28 латов. Интересы студентов и сотрудников руководство ДУ твердо намерено держать в приоритете. И самое главное — все возникшие проблемы мы обсуждали с коллективом открыто, предлагая несколько вариантов решения. В скором времени будем обсуждать плату за обучение. Но, учитывая настроения сенаторов и свою личную позицию, с большой уверенностью скажу: мы будем делать все возможное, чтобы в будущем учебном году плата если и поднялась, то чисто символически. Как бы трудно нам это ни было!

— Ходят слухи, что в ДУ не топят, а новый корпус вообще закроют?

— Неправда. Температура ниже 18 градусов тепла не опускалась! Станет холоднее — будем топить сильнее. Новый корпус закрывается на время студенческих каникул. И тогда мы там, действительно, довольно резко понизим температуру — студентов не будет, а сотрудникам деканата разрешено пользоваться обогревателями. Так будет дешевле. И только до 9 февраля, на две недели каникул. Потом все пойдет своим чередом.

— Ваши прогнозы: что будет дальше с латвийским образованием?

— Очень надеюсь, что, несмотря на колоссальные трудности в правительстве и в Латвии в целом, решающие эти вопросы поймут, что образование и в кризисное время — основная ценность народа. Хочу обратиться к школьникам: учитесь! Простые рабочие, конечно, нужны, но с высшим образованием жить лучше! Больше возможностей. К нам из-за границы каждую неделю приходят запросы подлинности дипломов — значит, с нашими дипломами человек за рубежом устраивается на хорошую работу.

— Многие старшеклассники сейчас думают, куда поступать, какие профессии будут востребованы? Что посоветуете?

— Хочу надеяться, что выпускники школ осознают, что в стране все не могут быть психологами, юристами и экономистами: столько чиновников стране не требуется. Нужны инженеры, врачи, биологи, наконец! У нас на каждом факультете есть очень востребованные специальности — например, физиотерапевты — 100% трудоустройства! Востребованы менеджеры по искусству, компьютерные дизайнеры, специалисты, связанные с физикой, высокими технологиями, биологией. Знаете, разработка планов охраняемых территорий Латвии повисла в воздухе не из-за отсутствия денег — не хватает специалистов биологов. Этот кризис будет очень тяжелым, но он заставит нас мыслить по-другому — более экономично!

— Расскажите о хороших новостях в жизни университета.

— Хорошее то, что мы сейчас все очень интенсивно ищем возможности писать проекты в различные фонды, чтобы получить финансирование. Например, только на одну программу в Структурный европейский фонд (по привлечению молодых ученых) наш ДУ сейчас пишет 17 проектов. Сумма возможного финансирования — от 140 тысяч до полумиллиона. Даже если один-два пойдет — огромная подпитка университету. Нужно вводить новые программы, курсы — наши люди не сидят сложа руки. Раскола между руководством и коллективом (студенческим парламентом, профсоюзом) не произошло — мы по-прежнему едины.

— Какие яркие события ожидаются в университетской жизни?

— 29-30 января у нас пройдут очередные гуманитарные чтения — одна из самых больших конференций в университете. Приедут более двухсот ученых из разных стран мира. Жизнь не останавливается — только все сильнее прежнего взвешиваем! Недавно подписали договор о сотрудничестве с Латвийским университететом. Кризис опять же подтолкнул начать диалог, чтобы не дублировать друг друга (например, мы и дальше будем развивать полевую биологию, а они — молекулярную). Будем помогать друг другу. Идет оптимизация учебного процесса — у каждого вуза своя ниша.

— Есть ли в ДУ практика вольных слушателей?

— Есть. Чтобы прослушать наш курс, нужно только зарегистрироваться в учебной части. Пока это не распространено, но чувствуем, что такая практика будет востребована.

— Вы уже больше года являетесь ректором ДУ — не жалеете, что взвалили себе на плечи такой груз?

— Я стал ректором с довольно большим перевесом голосов. А сейчас, в такое непростое кризисное время, мы можем быть едиными — думаю, что не зря стал ректором! Если бы случился раскол, то задумался бы: что неправильно?! Интересы университета ставлю выше личных. Каждый кризис нужно уметь воспринимать и с положительной стороны — он все поставит на свои места. Под моим крылом более четырех тысяч студентов, больше пятисот сотрудников — это ответственно.

— На улице, наверное, здороваетесь с каждым вторым?

— Да (смеется). По крайней мере, 31 августа чувствуется, что в городе есть университет — город сразу оживает!

— Сколько времени отнимает ректорство?

— У меня нет четкого графика: в любое время, когда нужно, занимаюсь делами университета. Но сейчас дорожу субботой и воскресеньем — хочется побыть с семьей! А не получается часто: три дня в неделю провожу в Риге, чтобы непосредственно участвовать в процессе. Семья (спасибо ей) относится к моей работе с пониманием, поддерживает!

— Дочь боится жуков?

— Она дочь биолога! Практически в каждой моей научной работе есть ссылка и на нее — сколько новых видов жуков она успела открыть по Латвии. Она бегает и как-то само собой находит много интересных экземпляров. Обожает лягушек, защищает их от аистов (смеется). Правда, боится пауков.

— Как отдыхаете?

— Каждый год ездим с биологами в экспедицию в тайгу, где и отдыхаю по-настоящему: там просто нет зоны — мобильный телефон молчит! Две недели на свежем воздухе — возвращаюсь новым человеком. Впрочем, в Латвии у меня тоже есть подпольное место — самый старый заповедник Латвии, Морицала, созданный в 1912 году, еще во времена царской империи. Такое наслаждение, когда знаешь, что ты на острове один со стадом кабанов и косуль!.. Собираешь материал и радуешься!

Елена ГЕДЬЮНЕ

29.01.2009 , 12:09

"Наша газета"


Написать комментарий

"Будто и преподавательский состав отправляют в неоплачиваемый отпуск" - не "будто" - уже сидим. Причём с отработкой пропущеных лекций.