Топить в университетах будут по минимуму

А минимум - это сколько? "Не волнуйтесь, шуба в аудитории не понадобится" — пошутил в ответ директор Даугавпилсского филиала РТУ Гунтис Страутманис.

Однако студентам не до шуток: во время лекций коченеют пальцы. Ректор ДУ пошел еще дальше — решил и вообще отключить на месяц отопление. Но забила тревогу музыкальная кафедра: погибнет инструмент! До нервного срыва вузы довело министерство образования, урезав запланированные дотации.

Ой, мороз, мороз…

- Девочки, вы верхнюю одежду не снимайте! — заботливо посоветовала библиотекарь. Она отчаянно боролась с простудой, закутавшись в теплый шарф и попивая горячий чай. Пара первокурсниц – единственные, кто рискнул в эти дни посетить читальный зал Даугавпилсского университета. Листать труды Вернадского и Канта приходится в перчатках.

- У вас всегда так? – спрашиваем вахтера. Пожилая женщина уже смирились с хроническим ОРЗ. В ответ она лишь крепче сжала носовой платок и тяжело вздохнула.

В аудитории неподалеку кто-то заплакал навзрыд. Мы заглянули внутрь. – Мало того, что пальцы замерзли, так еще и фортепиано отсырело, – объяснила свою беду студентка музыкального отделения Евгения Цымбал. – Все инструменты расстроились, играть невозможно! Оказывается, ректор ДУ  Арвид Баршевский поставил студентов перед выбором: или градус снижаем, или плату за обучение повышаем.

Но студенты ультиматумов не любят. Тут же стали собирать подписи под обращением к администрации. “Верните тепло!” – Женя показала нам листки с рядами автографов. Ректор возмущения не понял: “В помещениях – нормальный температурный режим: + 18С”. Но замер с термометром показывал в кабинетах + 15С.

- С ужасом ждем морозов, – поделились с нами обитатели общежития. А ведь месяц назад университет с размахом открыл реновированную служебную гостиницу на Парадес 11. Стеклопакеты, новая крыша, утепленные стены. Все, чтобы сберечь драгоценное тепло. А в комнатушках — по-прежнему холодно.

Руководитель местного филиала РТУ  Гунтис Страутманис невозмутим: “Пусть студенты на лекции теплее одеваются! Мы и себя не пожалели: зарплаты педагогам урезаны на 20%- 35%”.

Страутманис уверен: преданные науке люди не уйдут. Подрабатывать на стороне — это пожалуйста. Однако сам ректор РТУ Иварс Кнетс не столь оптимистичен. “Неизбежен отток из образовательной сферы самых квалифицированных кадров – в том числе и за рубеж” — заявил он в прессе.

Катимся по наклонной

Бюджетное обрезание повергло вузы, привыкшие жить на широкую ногу, в шок. К примеру, госдотации ДУ в 2004 году составляли 1,5 млн. латов, годом позже — уже 2 млн. латов. Прошлый год принес им аж 5,2 млн. латов. Примерно столько в казну давали собственные доходы вуза от студентов-платников. Ремонтировалось все, что только попадалось на глаза: лаборатории, библиотеки, обновлялся автопарк. Профессура много путешествовала. Так, декан факультета образования и управления Илга Салите регулярно отмечала на карте флажком очередную страну, где удавалось побывать за госсчет. И вот пришел 2009 год, и вместо ожидаемых 5,8 млн. латов, вуз получил 4,2. Это уровень 2006 года.

Если ДУ пострадал на 1,5 млн. латов, то РТУ — на все 11!

На чем бы сэкономить? — ломают свои светлые головы ректора. Можно идти по накатанному для чиновников сценарию: урезать зарплаты преподавателям, как сделали в РТУ.

В ДУ решили сперва просеять обслуживающий персонал. Студенты недоумевают: “Иногда неделю не можем допроситься у сантехника раковину починить. Электрики — на вес золота! Мы еще помним трагедию в общежитии на Спорта 6, когда из-за неисправной розетки убило током студентку 2-го курса Галину Иващенко”.

Кроме того, ДУ пустит под нож расходы на ремонты, командировки, зарплаты руководству. "Академический персонал пока не тронем, – обещает Баршевский. – срежем 5%. Жалованье администрации — минус 20%.

РТУ планирует сократить выбор читаемых курсов и оплачиваемые занятия спортом. Скоро университетский коридоры погрузятся во мрак: электроэнергия — дорогое удовольствие.

Планируется прекратить закупки учебной литературы и нового оборудования для учебного процесса.

По всей вероятности РТУ окончательно задушит свои филиалы.

- Еще недавно в Даугавпилсе была идея сделать полноценное отделение машиностроение, чтобы студенты могли на месте получать диплом инженера. Открыть строительный факультет. Теперь об этом можем только мечтать – признается Страутманис.

Не мытьем, так катаньем

В РТУ скоро станут редкостью бесплатные проездные билеты. Размер стипендий не сократят, но уменьшится количество стипендиатов. Получал – каждый 7-й, теперь – каждый 10-й студент. Администрация ДУ божится, что повышать плату за общежития не будет. Однако поговаривают, что в общагах отключат горячую воду. Так руководство вуза уже поступало в 2002-м году под предлогом, что латгальские девушки привыкли мыться раз в неделю. Студенты пожаловались в прокуратуру. В итоге общежитским девчонкам вернули право мыться в душе каждый день, а ректор Янис Покулис досрочно сложил полномочия.

Играем на повышение

Новый прейскурант Латвийского университета на 2009/10 учебный год обещает 5 — 10-процентное увеличение оплаты за учебу. На практике: большинство очных программ ЛУ, которые стоят в среднем 1300 латов в год, будут стоить 1430 латов. Магистерские программы: с 1200 латов в год поднимутся до 1700 латов. Правда, тем, кто в этом году получает степень бакалавра, оставят старую цену.

- В РТУ плата за обучение повысится на 100-150 латов за учебный год, – информирует Иварс Кнетс. – В ситуации, когда государство сокращает финансирование вузов на 35%, нам не остается ничего другого.

А вот ректор ДУ заверяет, что плату за обучение повышать не будет. – Мы позиционируем себя, как доступный для студентов вуз. И надеемся, в следующем году пополнить ряды студентов платных отделений, – говорит он.

Такой подход одобрила председатель Совета ректоров Татьяна Волкова:

- Плата за обучение не может расти бесконечно. Высшее образование в Латвии привлекательно, потому что считается недорогим, при сравнительно неплохом качестве. Однако с повышением расценок мы рискуем не выдержать конкуренции на международном рынке. И потеряем не только иностранных студентов, но и своих. Выпускники школ все чаще задумываются о вузах в Великобритании, Германии и Дании. Эксперты уже предупреждают: при нынешнем финансировании, вузы Латвии попадут в число европейских аутсайдеров, хуже – только в Румынии.

Приказано выжить

Не в силах вынести в одиночку груз проблем, ректоры отправились на поклон к премьеру. Главная претензия — а почему, собственно, режим бережливости в домах науки строже, чем других гоучреждениях? Общая сумма запланированных дотаций в 67,5 млн. латов снижена на 25% и еще 10% заморожены до лучших времен.

“Спасите науку! — призывали светочи — на нее в этом госбюджете не заложено ни сантима! А ведь мы так много говорили о новых технологиях, исследованиях, о высокой добавочной стоимости. Дайте денег, и будет вам прогресс”. Годманис согласился: “Экономия не должна отразиться на научных сотрудниках. Делайте все лишь, бы научные кадры остались на своих местах. Зарезервированные 10% разморозим, если увеличатся поступления в госказну”.

Еще одна просьба ректоров — снять с их плеч ярмо общежитий. Сегодня на проживание одного студента в служебной гостинице выделяется смешных 3,5 лата. Крутись, как хочешь.

“Не согласны субсидировать общежития, — продолжали собравшиеся – дайте карт-бланш на продажу недвижимого имущества”. Им университеты располагают в избытке.

Напоследок главы университетов вспомнили о студентах платных отделений. "Ситуация, когда банки по учебным кредитам требуют в нагрузку к госгарантиям еще и поручение физического лица, недопустима. – считает Волкова. Возмущение понятно: вузы боятся потерять кормильцев. В качестве гарантов по кредиту в основном выступает родственники учащегося. Лишится родитель работы (а сегодня это происходит повсеместно), студент лишится кредита. И – без вариантов – возьмет “академ”.

И что же премьер? – интересуемся мы у Волковой. “Обещал помочь. Когда? — неизвестно. Перевыборы сейма могут отодвинуть все решения как минимум на год”. – опасается она.

Зато министерство образования оценило встречу профессуры и власти, как очень продуктивную. Ректоры смогли высказаться. Им полегчало. А объективная реальность такова – денег нет – и бороться с этим, что бороться с ветряными мельницами.

Автор:  Ольга Соколова


Написать комментарий