Всю власть — президенту!

фото ves.lv
фото ves.lv
Ветеран латвийской политики считает, что настала пора сейму уйти "на второй план", передав бразды правления страной главе государства.

“Затлерс своим проектом поправок к конституции фактически уже сделал первый шаг к переходу на президентскую форму правления. Я предлагаю главе государства быть последовательным и пойти дальше — предложить более радикальную реформу системы управления страной. А именно — перейти от парламентской республики к президентской! Видимо, латвийский народ нынче нуждается в одном лидере, который, как нынче Обама в США, будет олицетворять надежды на лучшую жизнь”, — с такой инициативой вышел ветеран латвийской политики, депутат сейма от правящей Народной партии Карлис Лейшкалнс.

— Вы поддерживаете предоставление президенту права распускать сейм без референдума?

— Поправки Затлерса выглядят тяжеловесными, особенно к статье 48–й, где оговариваются основания для роспуска парламента. Мне кажется очень опасной фраза о том, что президент может распустить парламент, если необходимо вновь подтвердить доверие народа сейму перед принятием особо важного вопроса. Во–первых, что считать особо важным вопросом? Для вас этот вопрос важный, для других — не особенно. Конституция все–таки требует предельно ясных формулировок. Во–вторых, подобная оговорка может лишить возможности сейм быстро принять действительно важное для страны решение — бюджет или межгосударственный договор, например, с Россией.

Вы только представьте: страна находится, например, в глубочайшем кризисе, и, чтобы избежать дефолта, парламент обязан срочно сократить бюджетные расходы. Но президент вдруг считает, что, прежде чем принять изменения в бюджет, нужно провести досрочные выборы. И все: решение вопроса откладывается минимум на три месяца. Едва ли подобный подход является логичным.

Очень забавно звучит дополнение, что перед тем, как распустить сейм, президент должен провести консультации с премьером и спикером. Но что такое консультации и к чему они обязывают? Консультироваться можно хоть каждый день — за обедом или ужином, это не помешает президенту пренебречь мнением премьера и уволить парламент.

Вообще поправки президента представляются мне какими–то половинчатыми — вроде бы хочется поменять систему, но почему–то не до конца. Я бы все–таки на месте президента пошел дальше и был бы куда последовательнее — если Затлерс считает, что может распускать парламент без референдума, то тогда нужно было бы пойти дальше и вычеркнуть первый пункт статьи 53–й, который гласит: “Президент за свои действия политическую ответственность не несет”.

Но если ты распускаешь парламент без всенародного голосования, то должен нести политическую ответственность — и за последствия такого шага, и за управление страной в этот период до внеочередных выборов. Более того, в этом случае следует и изменить статью, в которой говорится о порядке избрания президента. Я бы предложил записать, что президент избирается путем прямых тайных выборов, то есть всенародно!

— То есть вы поддерживаете переход к президентской форме управления страной?

— Да! По существу Затлерс своей реформой конституции уже сделал шаг в этом направлении. Поэтому было бы логично, сказав “А”, сказать и “Б” — взять уже ответственность за управление страной на себя. Это значит, что президент должен получить право не только выдвигать кандидатуру премьер–министра, но и утверждать премьера. В этом случае сейму нет смысла голосовать за утверждение правительства, парламент должен иметь право лишь голосовать за недоверие, то есть снятие правительства. При этом президенту следует предоставить и возможность самому увольнять как премьера, так и отдельных министров, а также отправлять в отставку все правительство.

Я думаю, что латвийский народ сегодня нуждается именно в сильном президенте с серьезными полномочиями. Мы видим, что американцы именно с президентом, то есть с одним человеком, связывают надежды на перемены. Это проще, и главное — потом известно, с кого спрашивать за успехи или за неудачи.

Почему у нас народ 13 января бросал камни в само здание? Оно что ли виновато в кризисе? Объяснение простое: бунтовщики особенно и не знали, кого конкретно обвинять во всех бедах. Депутатов у нас много, одни представляют правящую коалицию, другие — оппозицию. Причем по многим вопросам оппозиционные депутаты голосуют вместе с правящими, в свою очередь, правящие зачастую поддерживают ту или иную инициативу оппозиции. И в результате власть в Латвии носит аморфный, анонимный характер.

Неясно, в кого именно зарядить булыжником. Можно, конечно, влупить по голове депутату Лейшкалнсу — мол, он слишком толстый и когда–то что–то не то сказал. Но ведь от этого ничего не изменится! Да и потом можно схлопотать срок за нанесение человеку телесных повреждений или за убийство, если камень попадет мне в висок. Вот поэтому разъяренная толпа и нападает на неодушевленные предметы — на фасад. Фактически народ покушается на свои символы, а ведь парламент — это один из символов любого уважающего себя государства.

В общем, я за президентскую форму правления. Если народ хочет сильного лидера — пусть выбирает и наделяет его соответствующими полномочиями. А парламент будет, как в других странах, заниматься законотворчеством — профессионально и спокойно. Как только мы перейдем к этой системе, так сразу перестанем быть интересными широким массам народа. Давайте найдем своего Обаму и заживем красиво и счастливо!

Конечно, кандидатов в премьеры должны выдвигать партии или избиратели, собрав довольно значительное количество подписей в поддержку того или иного человека на президентский рост.

— Как долго еще продержится правительство Годманиса?

— Нынешняя ситуация мне напоминает историю про дедушку, который еще жив, только чуть–чуть захворал, а многочисленные наследники уже делят имущество старика. Дедуля кричит им вслед, что, мол, рано меня еще хороните, у меня только грипп. Но те уже не слушают и набивают карманы и чемоданы. Годманис пока еще жив и руководит правительством. Он даже и не намекал об отставке.

А некоторые политики уже публично обсуждают, как будут “делить посты” в новом правительстве при живом премьере нынешнего кабинета! Это неприлично и несерьезно, особенно в ситуации, когда Годманис находится в зарубежной командировке. Стоило премьеру покинуть пределы страны, так сразу же переворот!

Если большинство парламентских партий пришло к выводу, что данный кабинет следует менять, то тогда правящие партии объявляют, что более правительство Годманиса не поддерживают. Премьер, разумеется, тут же заявляет о своей отставке и продолжает временно исполнять обязанности главы правительства до момента утверждения нового кабинета. А политические силы начинают переговоры о формировании новой коалиции и создании правительства.

Сегодня же получается, что Годманис находится с визитом в Южной Корее, где ведет переговоры об экономическом сотрудничестве, а дома уже обсуждают, как его заменить. Ну как тогда нашего премьера будут воспринимать зарубежными партнеры?! Игры играми, но ведь нужно иногда подумать и о государстве.

23.01.2009 , 13:51

ves.lv


Написать комментарий