Митинг вылился в беспорядки

Прошедший 13 января в Риге митинг протеста, вдохновителем которого стала организация "Общество - за другую политику", на который собрались, по разным данным, от 10 до 20 тысяч человек, вылился в итоге в серьезные беспорядки и массовые погромы.

А начиналось все мирно и чинно – сначала перед собравшимися выступил духовой оркестр, затем лидер партии “Другая политика” Артис Пабрикс продиктовал участникам протеста номер телефона канцелярии президента и призвал звонить г-ну Затлерсу с требованием распустить Сейм. А председатель Объединения свободных профсоюзов Латвии Петерис Кригерис заявил, что народ и есть та настоящая власть, которая способна что-то изменить, и напомнил об обязанности министерств и Сейма нести ответственность за свои действия.

Однако в настроениях рядовых жителей страны, пришедших на митинг, чувствовалась напряженность. Об этом свидетельствовали и принесенные ими плакаты и растяжки с призывами отставки правительства, роспуска Сейма, а также с надписями: “Очисти правительство от паразитов”, “Создайте новые рабочие места и уберегите многие семьи от трагедии”, “Хватит врать!”, “Мы уже решили вымирать, обеспечьте бесплатные похороны вместе с местом на кладбище” и т.п. На митинг собрались представители различных социальных групп. Было много молодежи.

Но как оказалось, главные события начали разворачиваться уже после официального завершения митинга. С Домской площади примерно 1000 демонстрантов, в основном – молодежь, направились к зданию Сейма. Немедленно в столице была объявлена тревога, в Старую Ригу начали стягиваться практически все силы столичной полиции. Пытаясь проникнуть внутрь здания Сейма, митингующие сначала начали забрасывать полицейских снежками, однако очень быстро их действия стали куда более агрессивными – в ход пошли стеклянные бутылки, петарды, сырые яйца и булыжники, вывороченные из мостовой, выломанные дорожные знаки. Со стороны полиции зазвучали выстрелы, которые в официальных средствах массовой информации названы предупредительными, был применен слезоточивый газ и резиновые дубинки.

Через час с небольшим полиции удалось очистить площадь перед зданием парламента от нападающих, а еще через полчаса сотрудники правоохранительных органов приступили к массовым задержаниям участников акции протеста. Протестующие между тем начали громить и переворачивать полицейские автомобили. Глава Госполиции Алдис Лиелюксис заявил позже, что в ходе столкновений пострадали четыре машины Государственной полиции, 4 автомобиля, принадлежащих Военной полиции, а также 6 машин муниципальной полиции.

На многих латвийских сайтах появилась информация о том, что во время беспорядков в Старой Риге пострадали 10 сотрудников полиции. Уточняется, что восемь из них доставлены в больницу: у пятерых констатированы травмы головы, у двоих – травмы ног, еще у одного травмированы руки. Два стража порядка от госпитализации отказались.
Относительно пострадавших из числа митингующих информация весьма скудная. Только лишь при помощи российских сайтов удалось узнать, что из них госпитализированы более 40 человек – это как минимум. Среди них и люди, чьи травмы достаточно серьезны. Так, 16-летний подросток доставлен в больницу с выбитым глазом. По свидетельству как медиков, так и родственников юноши, ранение нанесено резиновой пулей, которую на глазах у множества свидетелей выпустил из газового пистолета один из полицейских. Однако руководство полиции предпочитает не замечать очевидного факта и продолжает утверждать, что оружие против манифестантов не применялось.

Впрочем, рядовые сотрудники полиции, принявшие непосредственное участие в событиях вечера 13-го января, свидетельствуют совсем о другом. К примеру, в сети появился рассказ одного из них, по вполне понятным причинам не называющего своего имени, но не желающего покрывать государственную ложь: "…Про “неприменение спецсредств” – брехня. Сам применял в том числе… Слышал от коллег, что у Сейма шли в ход светошумовые и газовые гранаты. Потом наступали вместе с “Альфой” в сторону Ратуши. Честно скажу, летящие в тебя булыжники и бутылки при отсутствии каски, щита и противоударных доспехов – не самое приятное ощущение.

… Позже встретились с резервами из Видземского участка, чьи две машины… были разгромлены… Там три четверти состава были девчонки… Когда мчались по тревоге в “Старуху”, звонили родным и на всякий случай прощались… Короче, …действия силовых структур были довольно плохо (испр.ред.) организованы. Явно сказывается отсутствие опыта…"

С утра на следующий день возле здания Сейма наблюдалось необычное оживление – люди приезжали, чтобы сфотографировать последствия уличных беспорядков. В ходе погромов пострадало имущество частных лиц, а также государственная и муниципальная собственность. Наиболее пострадало здание Сейма, однако уже с раннего утра 14 января разбитые стекла уже заменили на новые, а внутри здания шла интенсивная уборка. Выбитыми оказались стекла в главном офисе “Parex banka”, Министерстве финансов, службе госдоходов, Государственной кассе. Также пострадали ресторан “Filing”, магазин “Латвияс балзамс”, который к тому же был разграблен, а также другие магазины и офисы фирм. В некоторых зданиях подоконники были фактически вывернуты наизнанку. А улицу Екаба пришлось заново выкладывать булыжником.

Комментируя ситуацию, спикер Сейма Гундарс Даудзе заявил: “Ответственность за беспорядки в Риге должна взять на себя оппозиция, поскольку было безумием проводить акцию протеста на фоне экономической нестабильности, когда очень легко вызвать беспорядки”. Видимо, парламентарий считает, что акции протеста более уместны, когда в стране все хорошо. Впрочем, не он один придерживается такой точки зрения. Министр внутренних дел Латвии Марек Сеглиньш весьма жестко высказался в адрес организаторов мероприятия 13 января. Особенно досталось Артису Пабриксу. “Я больше не собираюсь с Пабриксом ни говорить, ни здороваться”, – заявил Сеглиньш, добавив, что, по его мнению, произошедшие в центре столицы беспорядки свидетельствуют о том, что Латвия переступила красную черту, которая отделяет государство от массовых волнений, порчи имущества и физической расправы с полицией. “К сожалению, после событий 13 января ситуация в Латвии больше не будет такой, какой она была раньше”, – подчеркнул министр. А премьер Ивар Годманис заявил, что весьма вероятно, после прошедших погромов акции протеста на территории старой Риги будут запрещены. Годманис отметил также, что “преступления не окажутся безнаказанными”, а полиция в будущем готова использовать любые средства, чтобы погромы не повторялись.

По материалам печати
подготовила
Елена Сангушко.

15.01.2009 , 14:30

"Миллион"


Написать комментарий