Завод Mamas-D под угрозой банкротства

В ноябре латвийские производители биотоплива получили письма от Минэкономики с предупреждением о том, что правительство намерено пересмотреть объем присужденных ранее квот. К тому же еще как минимум на год отложена ратификация директивы ЕС об обязательном содержании биотоплива в обычном дизельном топливе, что заставляет члена правления даугавпилсского завода по производству биотоплива Mamas D Владимира Рыбникова признавать: "Мы работаем и с оптимизмом смотрим в будущее, но понимаем, что не застрахованы от банкротства".

8 декабря 2005 года министр земледелия  Мартиньш Розе торжественно открывал в Даугавпилсе завод по производству биотоплива Mamas D. Господин Розе в своей поздравительной речи, адресованной теперь уже экс-хозяину завода Александру Дадерко, тогда особо подчеркнул, что данный завод – это замечательный пример того, как предприниматели Латгалии могут реализовывать свои блестящие идеи. В свою очередь А.Дадерко рассказал, как его команде при поддержке банка удалось из предприятия по производству пива создать компанию по переработке рапса национального уровня. Начало производству биотоплива в Латгалии было положено благодаря финансированию, полученному по программе SAPARD. В качестве крупнейшего кредитора нового производства выступил Даугавпилсский филиал тогда еще SEB Latvijas Unibanka, выделивший один миллион евро на развитие прогрессивного начинания даугавпилсского предпринимателя.

Уже в день открытия нового завода шла речь о том, что на биотопливо из Даугавпилса есть покупатели, в особенности – из соседних прибалтийских стран. И дела у завода действительно шли неплохо, хоть латвийский рынок и не желал ничего слышать о произведенном в Латгалии биотопливе. Выдав в 2006 году 2000 тонн биотоплива, завод закрыл первый год своей работы с прибылью в 292,73 тыс. латов. Но многообещающее начало не дало ожидаемой прогрессии. В 2007 году при обороте в 3 984 млн. латов Mamas D получил прибыль только на 60,4 тыс. латов. А в феврале 2008 года завод приостановил свою работу. Официальная причина: нехватка сырья и начатый процесс модернизации производства. Новое оборудование было поставлено в апреле. Его монтаж и запуск несколько затянулись, а уже в сентябре завод Mamas D имел новых хозяев: 80% долей капитала предприятия приобрела белорусская компания Neonafta, а 20% – латвийская Latneftegaz. Благодаря осуществлению новой производственной политики – увеличению производственных мощностей и производству биодизеля высокого качества – за короткий период времени с сентября месяца заводу удалось сработать с прибылью, однако по итогам года он все равно имеет убытки.

Представитель нового руководства Mamas D  Владимир Рыбников рассказал, как удалось возобновить работу завода после полугодового простоя и за несколько месяцев получить небольшую, но прибыль, а также поделился своими соображениями насчет перспектив развития отрасли производства биотоплива в Латвии.

МЕШАЮТ В БЕЛАРУССИИ С “ДИЗЕЛЕМ”

Сегодня Mamas D производит лимонады, импортирует на местный рынок белорусское пиво и производит из рапса 100-процентное биотопливо, или так называемое FAME. Производство биотоплива идет на полную мощь единственного заводского почти полностью автоматизированного цеха, где занято всего 15 человек. Биогорючее производится из рапсовой семечки (здесь установлены прессы для получения масла) или готового рапсового масла, которые предприятие закупает в Латвии, Литве и Белоруссии. В год Mamas D может выдавать 4500 тонн биотоплива. Но так как завод работает всего с сентября, Владимир Рыбников предпочитает говорить о среднемесячных объемах производства.

- В месяц мы произвели, скажем, 350 тонн чистого биотоплива. 10% этого объема в таком же, чистом, виде мы продаем в Литву, где уже ратифицирована директива ЕС о том, что добавка биогорючего к дизельному топливу должна составлять не менее 5%. У нас эта директива ЕС в ранг закона все еще не возведена. И если в этом году речь шла о том, что данную норму можно ввести с 1 января 2009 года, то теперь этот момент откладывается уже до 2010 года. И сейчас производство биодизеля (дизельного топлива с 5-процентной добавкой биотоплива), по идее, нерентабельно. Нам удается предлагать на местном рынке биодизель по цене, конкурентоспособной с обычным дизтопливом только благодаря тому, что компания Neonafta предлагает нам сравнительно дешевый “дизель”.

Так что основная часть произведенного нами биотоплива отправляется в Белоруссию, где в 5-процентном отношении смешивается с “дизелем” и реализуется почти в равных долях на латвийском и эстонском рынках. Наши покупатели – практически все компании, торгующие дизтопливом, так что автоводители на заправках Латвии, вполне вероятно, заливают в бак дизтопливо с 5-процентным содержанием произведенного на нашем заводе биотоплива. Напомню, что если его содержание в обычном дизельном горючем составляет меньше 5%, то на АЗС даже не помечают этот “дизель” как “био”. Если содержание биотоплива больше 5%, то пометка “био” обязательна. При этом и в том и в другом случае такое горючее не оказывает никаких побочных эффектов на двигатель автомашины. Он работает в нормальном режиме, – напоминает о неправдоподобности основных мифов о “вреде” биотоплива В.Рыбников.

БЕЗ КВОТ БИЗНЕС УБЫТОЧЕН

Прошлый хозяин Mamas D не имел такого стратегического партнера, как белорусский Neonafta, предлагающего сравнительно дешевое дизельное топливо. Поэтому, возможно, и не имел хода на латвийский рынок. Как рассказал Владимир Рыбников, Neonafta занимается нефтепродуктами, а завод по производству биотоплива в Даугавпилсе – единственное подобное приобретение белорусов.

За короткий период длиной в несколько месяцев завод под новым руководством сумел сработать с некоторой прибылью, однако по итогам года дела не так хороши.
- Если смотреть по итогам года, то счет убытков идет на сотни тысяч латов, – говорит член правления Mamas D В.Рыбников, – плюс долгосрочные кредитные обязательства предприятия. Однако если позволит законодательство и правительство, мы планируем в следующем году текущие убытки закрыть.

Вопрос о том, позволит ли это сделать государство, стоит особенно остро буквально с прошлого месяца, когда производители биотоплива получили извещение от Министерства экономики о том, что размер присужденных им ранее квот будет пересмотрен правительством. Раньше Mamas D мог до 31 декабря 2011 года рассчитывать на государственные дотации на производство 4 000 тонн биотоплива в год. Естественно, на этом строились и бизнес-планы, на основе которых в свое время брались кредиты на развитие производства, и надежды самих предпринимателей о том, что добавка биотоплива к “дизелю” вскоре станет обязательной и производство биотоплива перестанет быть убыточным (по словам В.Рыбникова, сегодня производство биотоплива само по себе убыточно, и только госдотации могут сохранить предприятия этой отрасли на плаву).

- Правила игры сегодня неожиданно поменялись, и мы не знаем, как именно государство пересмотрит выделенные нам квоты. Мы ведем активную переписку с ответственными министерствами, наши права отстаивает Ассоциация торговцев и производителей топлива. Но на сегодняшний день все семь латвийских заводов, производящих биотопливо, находятся под угрозой банкротства, – комментирует ситуацию даугавпилсский предприниматель.

С ЯНВАРЯ – НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Еще одна проблема, назревающая для Mamas D, поставляющего на латвийский рынок белорусский “дизель”, смешанный с произведенным в Даугавпилсе биотопливом, – это новые стандарты по качеству бензинов и дизелей, которые вступают в силу с 1 января 2009 года. Как известно, содержание серы в топливе с этой даты не должно будет превышать 10 ppm. Такое топливо производит Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и скандинавские концерны. “Дизель” из России и Белоруссии имеет показатель 50 ppm. Белорусские нефтепереработчики, такие как Neonafta, правда, производят дизельное топливо и с содержанием серы в 10 ppm, но в очень небольшом объеме. Сегодня даугавпилсское биотопливо смешивается именно с таким, соответствующим новым требованиям, “дизелем”.

- Но мы не знаем, что будет в январе, когда конкуренция на белорусском рынке топлива обострится. Из наших декабрьских запасов, возможно, что-то останется на январь. А там будет видно, сможем ли мы, грубо говоря, достать в Белоруссии “дизель” с 10 ppm. Мы продолжаем работать и смотрим в будущее с оптимизмом, но мы не застрахованы от банкротства, – говорит член правления даугавпилсско-белорусского (или исходя из соотношения долей предприятия, скорее, белорусско-даугавпилсского) производства биотоплива, – выразил надежду предприниматель.

Так что неудивительно, что, не зная наверняка, что будет через месяц, Владимир Рыбников не берется утверждать, будет ли в Латвии выполнен план ЕС “2020-20”, предполагающий использование экологически чистого топлива в 20% от общего потребления горючего в 2020 году:

- Все зависит от нашего государства, от того, насколько оно пойдет нам навстречу и не даст “утонуть” этой отрасли. В остальном же, учитывая, что есть директива ЕС, уже построены “под нее” заводы, а крестьяне засеивают поля рапсом, я не вижу причин для того, чтобы производство биотоплива в Латвии не развивалось, – надеется на адекватный пересмотр квот государством В.Рыбников.

В сентябре, при покупке завода Mamas D белорусами, он был практически банкротом. Пусть при помощи иностранного (и даже “не-ЕС”) капитала, но в завод удалось вдохнуть вторую жизнь. И будет очень обидно, если правительство так и не оценит стремление латгальских бизнесменов все-таки реализовывать свои идеи.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

19.12.2008 , 10:21

"Сейчас"


Написать комментарий