О «Динабурге» и величии Вселенной

Зашел к нам в редакцию невысокий пожилой мужчина и я стала невольным свидетелем разговора между ним и руководителем отдела подписки. Узнав, что для пенсионеров не т особых льгот, он отреагировал на это сообщение на удивление спокойно, сказав: "Для любимого "Динабурга" мне и девяти латов не жалко!"

А позже мы с ним разговорились. Потому что Алексей Савельевич Зайка (с которым я, оказывается, давно была знакома, но заочно, по его письмам и фотографиям) принес с собой свои новые заметки в газету и хотел побеседовать с редактором.

Он называет себя верным “динабургером”, так как читает и выписывает наш “Динабург” с незапамятных времен, помнит всех, чуть ли не самых первых журналистов, когда-то работавших в этой единственной тогда городской газете.

— Да, я без газеты не мог обходиться, ведь мне, молодому учителю, все новости и события города надо было знать, — вспоминает Алексей Савельевич. — Преподавал я тогда в 11-й средней школе астрофизику, а еще много лет руководил в школе первичной организацией общества охраны природы, организовал школьное лесничество.

Отсюда и круг интересов и широких познаний старого учителя, это, прежде всего, вопросы экологии и, по его собственному выражению, высокие материи. Его, глубоко неравнодушного к тому, что публикуется в любимой газете, волнуют не только такие, не сходящие со страниц темы, как все возрастающие тарифы, криминал да спорт. Он считает, что хоть изредка, но мы должны давать своим читателям нечто… эдакое. И чтобы не быть голословным, тут же в качестве примера привел недавно промелькнувшее сообщение с переднего края науки — об испытаниях большого адронного коллайдера.

О величии Вселенной

— Вот сейчас кажется все затмили проблемы, которые породил финансовый кризис мировой экономики, — рассуждает мой 82-летний собеседник. — Но нельзя человеку думать днем и ночью только об этом кризисе! Ведь есть куда более глобальные и более волнующие темы. Вот, человечество, я считаю, должно было, затаив дыхание, смотреть и слушать все, что касается постройки и начала испытаний БАК — так сокращенно называют Большой адронный коллайдер. Это огромное сооружение длиной в 27 километров и 9 км в диаметре построили на глубине 100 метров под землей на границе Швейцарии и Франции. А для чего, спрашивается? А потому, что всегда были и есть люди, которым важнее всего добраться, доискаться до первоосновы, узнать, что было во время Большого Взрыва и как появилась наша Вселенная. И вот при содействии ученых из 20 стран мира в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований был построен коллайдер — самая крупная экспериментальная установка в мире. Внутри БАК — этого ускорителя разгоняют заряженные частицы до максимально больших скоростей, пуская их навстречу друг другу, чтобы при их столкновениях посмотреть и зафиксировать рожденные при этом вторичные частицы. Ученые надеются, что это позволит воссоздать условия, имевшие место спустя мгновения после Большого взрыва и получить достоверную информацию о происхождении Вселенной. Проще говоря, узнать: а что же там внутри уже известных нам протонов и нейтронов? Впрочем вопросов много и нам, людям, если мы любознательны, все это должно быть захватывающе интересно. Как например, мне, бывшему школьному учителю астрофизики, участнику войны, дошедшему с боями до Восточной Пруссии. А молодым людям, в том числе и вашим читателям, наверно захочется узнать, что же происходит с Большим адронным коллайдером сейчас, после случившейся во время испытаний аварии?…

Вот такой он, наш преданный подписчик, неравнодушный ко всему и интересующийся всем; наш земляк, счастливый отец и дедушка двух внучек, живущих в Лондоне, — 82-летний Алексей Зайка, бывший учитель и увлеченный фотограф.

Татьяна Захарчук

18.12.2008 , 10:18

"Динабург Вести"


Написать комментарий