Американские уроки для Латвии

На минувшей неделе экс-глава МИДа Валдис Биркавс призвал забыть о США и начать решать свои проблемы, потому что не надо обольщаться - во внешней политике США наша страна не занимает сколько-нибудь значимое место. К тому же проголосовавшие за Барака Обаму люди сыты по горло политикой Дж. Буша, и хотя радикальных перемен во внешней политике США не случится, американцы откажутся от агрессивного милитаризма, который яростно поддерживала наша страна, раз от раза упуская возможность промолчать.

Не успел российский президент Дмитрий Медведев дочитать свое послание, как министр иностранных дел Марис Риекстиньш поспешил заявить, что послание выдержано в духе “холодной войны”, будто и не понял, что решение о размещении “Искандеров” в Калининградской области – это ответ на исповедуемый США агрессивный милитаризм.

В Европе же заявление Медведева встретили хотя и с опасением, но и с пониманием. А Риекстиньша там в очередной раз как бы и не услышали – уже привыкли к торопливой латвийской риторике и негативному отношению ко всему российскому, мешающему продуктивному разговору с Россией.

И правильно сделали, поскольку США послали России новое приглашение к переговорам о будущем ПРО в Чехии и Польше, тем самым дав сигнал, что готовы если и не к полному отказу от прежнего курса, то к его корректировке.

Так что нашим политикам следовало бы не спешить с подобными заявлениями и прислушаться к совету Биркавса – начать решать свои проблемы. Тут, кстати, нам есть чему поучиться у американцев.

В Латвии война с русским языком уже давно стала притчей во языцех, а политикам не хватает воли приструнить оголтелых борцов за чистоту госязыка. Да, Сейм отверг очередные иезуитские инициативы Карлиса Шадурскиса, направленные на ужесточение наказания за недостаточное использование латышского языка. Правительство не поддержало подобные “инициативы” главы минюста Берзиньша, но никто ни в одной из ветвей власти так и не отважился охладить пыл национал-провокаторов, никто из правых и не подумал заикнуться о том, чтобы законодательно зафиксировать статус-кво русского языка, фактически ставшего языком межнационального общения. В любимых нашими политиками Соединенных Штатах к подобной проблеме подходят прагматично и по-деловому: раз есть потребность, надо разрешить.

Так, в США одновременно с избранием Барака Обамы состоялось и переизбрание законодателей в некоторых штатах. В итоге в Ассамблею штата Нью-Йорк повторно вошел русскоязычный законодатель Алек Брук-Красный, представляющий 46-й округ Бруклина, где проживает 120 тысяч человек, половина из которых – русскоязычные американцы. За него проголосовали 70% избирателей. Такая поддержка определилась тем, что за первый депутатский срок Бруку-Красному удалось добиться ряда поправок к законам и провести законопроект, признающий русский язык одним из официальных языков штата, на который должны переводиться все документы правительства штата и вся предвыборная литература. Мудрые американцы понимают, как привлечь русскоязычного избирателя, нашим политикам такой мудрости явно не хватает.

Команда Обамы, как уже писал “Час”, обнародовала приоритеты новой администрации, включающей четыре основных пункта. В частности, будет запущен план стимулирования экономики, который включит увеличение пособий по безработице (у нас, заметим, говорят об их уменьшении), что повысит платежеспособность людей; будут выделены дотации штатам на развитие медицинского страхования и создание рабочих мест на строительстве дорог, мостов и другой инфраструктуры. А в пострадавший от финансового кризиса автопром планируется в виде займов влить 25 миллиардов долларов. Деньги должны пойти на запуск производства экономичных моделей машин.

Стоит отметить, что два последних пункта – уроки Великой депрессии 1929- 1933 годов. Тогда стали строить автодороги – создавать инфраструктуру, впоследствии признанную восьмым чудом света. А с безработицей боролись просто – заставили работать на строительстве дорог за один доллар в день. Различные преференции получили автоконцерны, так как одно рабочее место в автопромышленности создает 10 рабочих мест в смежных отраслях. Как итог – американская экономика стала самой могущественной в мире.

Кстати сказать, министр сообщения Айнарс Шлесерс пообещал, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации, объем строительства дорог будет увеличен. Да, общее финансирование отрасли уменьшено, но ряд проектов был начат раньше, и работа над ними продолжится. Значит, здесь сохранятся рабочие места.

У нас нет автомобильной промышленности, но есть важные отрасли, формирующие основную часть госбюджета. Сподобится ли правительство по примеру “лучшего друга” создать для них облегченные условия?

Анатолий КАМЕНЕВ


Написать комментарий