Валентина Гадзане хочет остаться с народом

Деменская волость находится на границе Даугавпилсского района. В волости проживают 20 тысяч человек, 42 процента жителей - русские. Есть в волости и свой герб: два черных аиста на золотом фоне. На днях в студии телевидения "Миллион" состоялась беседа с председателем Деменской волости Валентиной Гадзане, которую мы сегодня предлагаем вниманию наших читателей.

- Последняя и главная новость в районе – это территориальная реформа, объединение в край. С каким настроением Вы как руководитель волости подходите к этому событию?

- Наверное, с небольшой опаской – и это естественно. Опасения возникают за людей, за население, за наших работников, по поводу того, как мы все вместе в крае сработаемся, найдем общий язык.

- Такой ли Вы видели территориальную реформу в самом ее начале?

- Закон о территориальной реформе был принят еще в 1998 году. И уже тогда, в самом начале, Деменский волостной совет принял решение объединиться с Лидумниекским волостным советом. Так что опыт объединения мы опробовали давно. А относительно дальнейшего у нас были разные варианты, к примеру, объединиться еще и с Лауцесской волостью. Но при таком небольшом крае, состоящем из трех волостей, было бы трудно существовать самостоятельно. Ведь работающих людей у нас не так много, очень мало и предпринимателей. Поэтому когда появилось предложение объединиться 19 самоуправлениям, мы его приняли.

- Какова роль населения в принятии подобных решений?

- Населению мы все объяснили. Решение же принимали депутаты каждого из самоуправлений. Конечно, среди жителей будут и недовольные – ведь они привыкли, что председатель может решить очень многие вопросы.

- Но ведь и после вхождения волости в край председатель останется? Или же нет?

- Не будет председателя волости, а будет управляющий – назначенный человек, представляющий исполнительную власть. То есть, ставить перед депутатами вопросы будет можно и нужно, но твой голос при этом решающим уже не будет.

- Волостей, входящих в край, – 19, а депутатов будет всего 17. Может так получиться, что, например, то же Демене вообще не будет представлено в краевой думе?

- Такое может быть, ведь депутаты будут избираться по партийным спискам. Следовательно, надо, чтобы наши люди вошли в такие списки, и возможно даже, от нескольких партий – чтобы повысить свои шансы.

- Когда шел разговор о создании края, говорилось, что у каждой волости будет своя специализация. Что готова предложить Деменская волость?

- Мы имеем пять социальных работников, и все они – специалисты с высшим образованием. В поселке Кумбули у нас есть детский центр, на базе которого есть идея создать хорошую социальную службу, которая могла бы обслуживать на дому одиноких пенсионеров, инвалидов и т.п.

- А есть ли такие вопросы, относительно которых пока вообще непонятно, как они будут решаться в крае?

- Вопрос стоит по поводу Сиротских судов. На настоящий момент планируется, что в крае будет четыре Сиротских суда, и наш будет находиться в центре поселка Силене Скрудалиенской волости. Однако на нашей территории будет работать член Сиротского суда, и мы хотим, чтобы он имел статус, дающий право заверять документы, чтобы людям не нужно было каждый раз ехать в Скрудалиену. Возникает вопрос и относительно загсов. Регистрировать рождение детей, конечно, для всех удобнее было бы на месте.

- Для большинства людей Демене ассоциируется прежде всего со свалкой, теперь это – полигон. Что новый европейский опыт дал волости?

- Доходы, которые имеем от налога на природные ресурсы, почти не увеличились, разве что процентов на 10 – не больше. Но старая свалка уже не годилась, засоряла территорию, прилегаюшую к ней, поэтому ее обязательно нужно было рекультивировать. Да, бывают проблемы и сегодня: когда сильный ветер, и если в привезенном мусоре много полиэтиленовых пакетов, они успевают разлететься. Но в целом на сегодня территория полигона выглядит неплохо.

- Главная проблема у вас, наверное, – соседство с Игналиной?

- Самое главное – что мы не видим поддержки со стороны правительства.

Не слышно, чтобы они вели переговоры относительно строительства атомной станции и сказали бы: “Да, мы войдем в долю, нам нужна электроэнергия, но для жителей прилегающих территорий должна быть какая-то скидка”. Этот момент нигде не озвучен!

На сегодняшний день жители Деменской волости, откуда до Игналины по прямой всего 7 км, платят за электричество столько же, сколько и все жители Латвии. А развитие территории такое соседство осложняет. Кроме того, на сегодняшний день у нас на 10 тысяч жителей 250 больных раком. Это – выше среднего показателя.

- И что же, люди бегут из волости или уже начинают возвращаться?

- Нет, к сожалению, не возвращаются. И больше всего обидно из-за того, что уезжает ведь молодежь. Им нужна работа, а сельское хозяйство сегодня приносит одни убытки. У нас есть здания, которые продаются, и мы предлагаем предпринимателям: пожалуйста, приобретайте, развивайте какое-то производство. Сразу встает вопрос: а какие специальности имеют ваши жители? Увы, оказывается, предложить можно не так много. Да, один из жителей волости имеет небольшое предприятие в Даугавпилсе, и 11 человек из поселка Демене он возит к себе на работу. Сейчас начинает деятельность еще один бизнесмен, который все-таки считает, что наша территория возле озер достойна того, чтобы люди ее увидели, отдохнули там. У нас готовится новый центр отдыха и реабилитации, построен уже один из небольших домиков.

Кроме того, будет музей старой автотехники. То есть, небольшой уголок нашего поселка, который был довольно-таки запущенным, приведен в порядок и стал красивым местом, которым можно гордиться.

- А как вы распорядились большими деньгами – теми госинвестициями, которые были выделены каждой входящей в край волости?

- Мы привели в порядок наши мастерские, отремонтировали один из боксов, сделали прекрасное освещение. Отремонтировали здание обслуживания населения в поселке Кумбули – оно не ремонтировалось более 20 лет. Привели в порядок свое административное здание.

- Что еще удалось сделать накануне большого объединения?

- В этом году начала работу станция обезжелезивания воды в поселке Янюциемс, где проживают 86 жителей. В ноябре должны сдать такую же станцию в поселке Кумбули, где жителей 360. В конце сентября подали заявку на реконструкцию моста в поселке Земгале – иначе у нас там люди отрезаны. Затем последует две дороги: соединяющая поселки Янюциемс и Кумбули, и небольшое асфальтирование возле Земгальской средней школы. Это – на 140 тысяч латов.

- Наша городская беда – это рост тарифов. Наверное, в волости происходит то же самое?

- Пока мы тарифы не поднимали. Сейчас за холодную воду платим 53 сантима с человека в месяц – это очень низкий тариф. Мы реально понимаем, что когда поставим последнюю станцию обезжелезивания, вынуждены будем тарифы поднять – ведь нужно платить кредиты. Будем реалистами: наше население даже за большое количество лет не сумеет оплатить эту сумму. Следовательно, все затраты несет самоуправление. Это наши убытки, но мы делаем это, потому что речь идет о благе наших жителей.

- То есть вы не будете поднимать тарифы в пять раз?

- В пять раз – однозначно нет. Наше население не способно столько оплатить. Но, к примеру, тариф на вывоз мусора придется поднять где-то в полтора раза. Сейчас он составляет 35 сантимов с человека, но полигон уже с сентября принимает отходы по более высоким тарифам.

- Понятно, что жители будут не в восторге…

- Да никто не будет в восторге! Люди сегодня теряют работу, цены растут, растет и инфляция, и если еще и самоуправление будет безоглядно повышать тарифы, человек просто не выдержит. Ведь дорожает все, даже продукты первой необходимости – хлеб, молоко. И в то же время крестьяне сегодня сдают молоко за 15 сантимов, а вы его покупаете в магазинах за 68!

- Так в чем же спасение?

- Определенные перспективы есть. Те, у кого есть хозяйства по производству молока, могли бы открыть свои небольшие сырные цеха. Но думается, это нужно сделать тогда, когда предприниматели откроют свой туристический бизнес. Тогда они смогли бы объединиться с кем-либо из крестьян: люди приезжают отдыхать, а крестьяне продают им свою натуральную продукцию. Да, эта продукция не будет дешевой, как и все, что производится в небольших количествах, но ведь это эксклюзив, который человек, приехавший отдохнуть, вседа готов купить.

Следовательно, будет доволен и тот предприниматель, который организовал туризм, и тот, который продал свой товар, и отдыхающие.
- Возвратимся к тому, с чего начали, – к нелегкому выбору, который делают сегодня руководители на местах: остаться ли председателем волости или стать депутатом. Так с кем же  Валентина Гадзане – с политикой или с народом?

- Естественно, я бы лучше осталась с народом, потому что политик в крае будет оторван от населения. Ну, пусть он будет приезжать, встречаться… Сегодня очень много встречаются наши депутаты Сейма с населением? Так, я думаю, будут и те встречаться. Поэтому я бы свой выбор все-таки сделала в пользу населения. Ведь именно в волости я вижу, чем реально могу помочь людям.

- Ну что ж, остается только пожелать Вам успехов, а также того, чтобы новая власть не забыла и о народе, и о тех, кто с этим народом, как говорится, съел не один пуд соли.

В эфире беседовала Светлана ЛУКЬЯНСКАЯ.

К печати подготовила Елена САНГУШКО.

06.11.2008 , 15:14

"Миллион"


Написать комментарий