Б. Немцов. «Исповедь бунтаря, или Политика без бл…дства» 2

Бывший вице-премьер правительства России, а ныне простой индивидуальный коммерсант и оппозиционный политик Борис Немцов полагает, что Россия как страна уничтожена.

Разговор с Б. Немцовым состоялся в Риге, на конференции “Единая и свободная Европа: 90 лет созидания”. Он сразу перешел на “ты” и, не стесняясь резких выражений, в том числе и с использованием ненормативной лексики, рассказал о том, что было, есть и будет с его родиной.

— Тема номер один этой конференции — энергетическое будущее Европы, почти на треть зависящей от поставок российского газа. Как экс-министр РФ по энергетике, каким ты видишь его?
— У России кончается газ. Проект строительства Северного газопровода Nord Stream и перспектива поставок сибирского газа в Западную Европу — афера. За 9 лет работы гражданина Путина в качестве куратора Газпрома добыча газа осталась на старом уровне — около 550 млрд. кубометров в год. Перспективен для Европы южный газопровод Nabucco, но дружба Путина с Ахмадинеджадом (президент Ирана) не позволит ему развиваться. Чтобы построить северный и южный газопроводы, нужно поднять газодобычу в стране еще как минимум на 85 млрд. кубов в год. А их нет ни на Ямале, ни в Западной Сибири. Поэтому, когда проект строительства ветки Nord Stream заблокировала Эстония, Путин смог расслабиться. Если бы эстонцы не вывели его из неловкого положения, 15 млрд. долларов легли бы на дно Балтийского моря.

— Ты на своем блоге в Интернете утверждаешь, что Путин вреден для России. Разве он ничего позитивного не сделал для укрепления государства?
— Думаю, если его и Ельцина поменять местами, ничего бы не изменилось. Преемника так же чествовали бы, а предшественника ненавидели. Я не считаю, что коммунистический режим был лучше путинизма, как прозвучало в ходе рижской конференции. Одно — г…вно и второе —г..вно, разницу видишь только в микроскоп. Думаю, идеальная характеристика режима в России — это США до войны в Ираке, которую американцы проиграли. Страна, где сын алкоголика Клинтон может стать президентом, а простой парень Билл создать Microsoft. Теперь будет Барак Обама вместо м…дака Буша.

— Основанный тобой российский политический проект “Союз правых сил” почил в бозе. Что происходит в российской политике?
— Во-первых, в России политики нет. Есть Путин. Все остальное уничтожено. Мы пытаемся возродить традиции демократической оппозиции, создав движение “Солидарность” вместе с Каспаровым, Белых, Миловым и Буковским. Заниматься независимой политикой и одновременно крупным бизнесом в России невозможно. Максимум — можно инвестировать куда-нибудь. Никто из бизнесменов политикой и не занимается — зачем им проверки, наезды, захваты, зачем подводить людей, с которыми ты работаешь? Я могу заниматься только индивидуальным предпринимательством. Мой главный источник доходов — консалтинг. Раньше участвовал довольно серьезно в операциях на фондовом рынке, в недвижимости.

— Вовремя успел выйти?
— Нет, попал. Так попал, что лучше не спрашивай. Кроме недвижимости серьезно попал на рынке акций — акции Сбербанка рухнули процентов на 80. Я брал их по 13,6 копейки за штуку, а сейчас они стоят по три копейки.

— В этом году в своем докладе “Путин и Газпром” ты утверждаешь, что Газпром — это личный коммерческий проект Путина, из ОАО украдено более 60 млрд. долларов. Какая на это была реакция премьера?
— Реакция следующая: книгу замолчали.

— На газпромовских котировках это как-то сказалось?
— Да никак. И потом у Газпрома никогда не было дивидендов больше 1%. Высокую доходность в районе 15% показывали акции российско-британского ТНК-BP, а капитализация остальных компаний во всех отраслях в этом году просто растаяла. С мая российский фондовый рынок упал на 75%, это катастрофическое обрушение. Путин и вся его пропаганда связывали это с американским кризисом. Полная ложь. Кризис в США привел к падению Dow Jones на 25%, а падение РТС — втрое больше. Отечественная реальность — плохой инвестиционный климат, наезды на бизнес, попытки отобрать его разваливают российский рынок.

Я был председателем совета директоров концерна “Нефтяной”, в который входил банк с таким же названием. Его больше нет, и это печальная история. Бизнес был уничтожен — стартовым моментом стал донос Путину, что банк финансировал кандидата в президенты России Михаила Касьянова. Это была полная ложь, но завели дело об отмывании денег, маски-шоу, хозяин “Нефтяного” Игорь Линшиц уехал в Израиль и т.д.

— Все это старые дела, зачем их ворошить…
— Ну как старые? Все в судах копится. Это закрытая политика России: 160 млрд. рублей решено дать на поддержку фондового рынка. На Западе это считается мошенничеством. Америка на поддержку своего фондового рынка не даст ни копейки. Брокеры на Уолл-стрит, обладая такими бабками (точнее, такими инсайдеровскими связями), знаешь, могут сделать что угодно. Американцы могут спасать банки, национализировать их, но фонды не трогают — там это уголовное преступление. Но ладно, что у нас по факту? Гигантское бегство капитала из России. За последнюю неделю 30 млрд. долларов убежало, резервы уже менее чем 500 млрд. долларов. Рубль слабеет. Был 23,5 рубля за доллар, сейчас уже 27-28. Западные кредиторы русского бизнеса требуют возврата своих средств. Для меня лично деньги стали критерием оценки в данном случае. Деньги реально бегут отовсюду — с фондового рынка, банковского, страхового. Это признак международной изоляции.

— Апокалипсис отменен?
— Не думаю, что дефолт повторится. Все-таки прочность у финансовой системы довольно высокая. Страна Россия, конечно, не Саудовская Аравия с деревьями, высаженными в пустыне с искусственным орошением. Но “путинизм” — очень неэффективное устройство государственного управления, зависящее полностью от нефти и газа. Российский бюджет бездефицитен, только если нефть не падает ниже 70 долларов за баррель. Сейчас наш Urals стоит чуть выше 60 долларов. Если цена не вырастет, а останется на уровне 50-60 долларов, запас прочности кончится через пару лет. Дальше возможно всякое. Если содержание государства будет так дорого обходиться, как теперь, если будут такие же коррупция и милитаризация, то и до повторения августа 98-го недалеко.

— О содержании государства: ты как заместитель председателя правительства России предлагал пересадить весь управленческий аппарат на “Волги”…
— …а сейчас они ездят на “мерседесах”. У Путина, кажется, Maybach, а “Волга” недавно была снята с производства завода ГАЗ. При этом они еще говорят о патриотизме.

— Являясь бывшим советником президента Ющенко как ты оцениваешь происходящее на Украине — в Раде, в Крыму, с Черноморским флотом?
— Украина у меня ассоциируется с этаким грузовиком-полуторкой на ухабистой, разбитой, расчуханной дороге. Ползет он черт знает куда, наверное, в правильном направлении — в Брюссель. На водительском месте трое: Витя, Юля и еще один Витя. Вот едут они, толкаются, вырывают друг у друга руль. А в кузове грузовичка — горемычный народ, 40 миллионов человек. Время от времени из водительской кабины один из троих высовывается и кричит народу: “А ну заткнитесь, уроды! Знаю, куда едем!” По проблеме Крыма и Севастополя: ты улыбаешься, но это часть русской Украины. Отнимать Крым Россия никогда не станет. Кому нужна война? Даже в Москве все это признают, исключая маразматиков.

— Ты полагаешь, может повториться югоосетинская история?
— Думаю, это чистая пропаганда. Саакашвили и Путин, я считаю, действуют одинаково. Саакашвили стрелял по Цхинвалу из тяжелых орудий? Никто не спорит. Стрелял! Пусть там его провоцировали — а он взял и из “градов” пальнул по мирным жителям. У кого научился товарищ Саакашвили? У товарища Путина, который точно так же вел артобстрелы Грозного для усмирения чеченов. Дальше: один отнял НТВ и ТВ-6, второй симметрично отобрал телеканалы “Рустави-2” и “Имедия” у Бадри Патаркацишвили, покойного. У обоих в парламенте по 70% своих людей, оба дубинками разгоняли марши несогласных.

Они не однояйцевые близнецы — скорее, двойняшки. Отличить можно, но с трудом. Американцы, знаешь, смотрят на все внешние дела черно-белым взглядом, при этом хорошо отличая свои внутренние нюансы — Сару Пэйлин от Хилари Клинтон, Маккейна от Обамы. В США парень Саакашвили слывет несгибаемым борцом за идеалы демократии, а Путин — злым, опасным и плохим. А по мне — оба они негодяи. Только монополия Путина на кадровые и финансовые ресурсы намного масштабнее, чем грузинского президента.

— Вот ты говоришь, что в сегодняшней России путинизм, нет свобод, — но между тем через два часа в “Шереметьево” тебя не встретят у трапа самолета люди в погонах.
— А Рига всегда была либеральной. У вас, кстати, в этом году издали на латышском мою книжку “Исповедь бунтаря, или Политика без бл…дства”. А насчет свобод… Заметь: я говорю — у Путина монополия, но я не говорю — диктатура! Во внешней политике его личная дружба с Саркози, Берлускони и Меркель сильно влияет на отношение к России со стороны Евросоюза. А внутри федерации он везде — в сырьевом бизнесе, в военно-промышленном комплексе, в крупнейших медиа вплоть до бульварной прессы. У “Комсомольской правды” тираж 1,5 млн. экземпляров — ты представляешь, какое это колоссальное влияние на электорат. Это пи…ец! Моя мать на президентских выборах голосовала за Дмитрия Медведева. Я спрашиваю: почему? А она: он обещал увеличить пенсию на 75 долларов…

По материалам “Бизнес & Балтия”

06.11.2008 , 12:07

"Наша Газета"


Написать комментарий

Собралась куча придурков, которых оторвали от кормушки. Теперь они блеют. Омерзительный тип. Словоблюд. Человек, позволяющий нецензурную лексику не уважает окружающих. Он высокомерен и надменен. В этом его сущность.

Нам своего НЕМЦОВА в городе хватает,а чужих исповедея нам не надо,раздрожает

Написать комментарий