Даугавпилс — второй Мажейкяй?

Кроме недружественных среде и человеку завода формальдегида и газогенераторной станции, находящихся в стадии строительства в черте Даугавпилса, горожане, легко вздохнувшие при закрытии первого блока Игналинской атомной станции, могут получить в ближайшие два года нефтеперегонный завод.

Строительство первого в Латвии завода по переработке 1 млн. тонн сырой нефти в год в пяти километрах от Даугавпилса, в Лауцесской волости, намерена вести рижская фирма Euro Oil Refinery (зарегистрирована 28 марта 2002 года по адресу: Рига, Катринас дамбис, 14, где и главный офис DINAZ, что наводит на размышления). Эта тщательно скрываемая от сельчан и горожан информация стала доступной благодаря оппозиции нынешнему председателю Лауцесского волостного совета Инаре Помяловой. Хранят молчание — а проще, скрывают от взволновавшейся общественности — все природоохранные институции.

Вместе с тем в управлении охраны среды на столе его директора Павла Кацарса вторую неделю лежат 20 страниц документов нефтебизнесменов, содержание которых и название фирмы главный природоохранник отказался раскрыть газете. Эколог коммунального отдела думы Инара Бежане сказала, что слышала о проекте, но требовать какие–то пояснения от фирмачей не будет, пока сами не принесут. А что до всполошившихся горожан, которые боятся вреда от нефтехимии, то это еще подождать надо. В региональном отделении Агентства общественного здоровья вообще ничего не слышали о вторжении большой химии на земли и в воздушное пространство нашей местности.

На фоне такого инертного отношения официальных институций к опасениям тысяч людей привлекательно выглядит активность инициативной группы, во главе которой стоят Валерий Панков и Валерий Ваньков. Оба они из тех, кто и к селу и к городу: корни у них крестьянские; работая в городе, они не потеряли родовой связи с деревней. Валерий Панков руководит участком на муниципальном предприятии “Лабиекартошана”, второй — специалист с высшим образованием, занят компьютерной техникой на железной дороге.

— Сначала мы обратили внимание на то, что в нашей волости стали активно скупать, а точнее, перекупать годные для сельскохозяйственного использования земли, а потом добрались до истины, которая не может не насторожить — ведь речь идет о такой опасной отрасли, как нефтехимия, — рассказывает Валерий Панков. — Это же не безотходное и экологически чистое производство молока или зерна, чем испокон веку занимались в этом крае. Если здесь построят завод, проведут к нему трубопровод от магистрали Новополоцк — Вентспилс и построят железнодорожную ветку, чтобы транспортировать цистерны с нефтью и готовым топливом, то не только 54 га, предварительно отведенные под завод, будут загрязнены, но и прилегающая территория. Пострадает не только почва, но и реки Яньупе, Лауцесе, втекающая в Даугаву.

Несомненно, будут выбросы, потому что никто пока не придумал такого процесса переработки углеводородного сырья, которое было бы экологически чистым. Если кто скажет, что пример Новополоцка, где можно везде видеть следы нефтехимии, не нужно принимать во внимание, то это аргумент для наивных.

Если бы намерения EOR построить завод, который будет работать по каким–то неизвестным миру
новейшим технологиям, были безобидными для природы и человека, то ЕOR нечего было бы скрывать от народа.

Понятна в канун выборов и позиция председателя Лауцесской волости Инары Помяловой: она вновь выставляет свою кандидатуру, но не хочет, чтобы избиратели знали о позиции председателя. Это может ей здорово помешать. Но мы считаем, что гриф секретности совместных намерений г–жи Помяловой и EOR должен быть снят, а сговор сорван. Надо было сразу выносить на суд общественности строительство завода, это не повредило бы репутации И. Помяловой. Но она хотела до выгодной ей поры утаить шило в мешке. А казалось бы, у проекта есть очень выгодные стороны: 350 рабочих мест, большие налоги поступят в кассу волости.

“Нас не спросили”

Эта фраза принадлежит директору Управления охраны среды Павлу Кацарсу, который под нажимом прессы признался, что EOR передала ему документы для ознакомления.

Но поскольку объект не местного значения, то от Павла Кацарса мало что зависит. Решающую роль тут играют самоуправления.

— Я был против строительства асфальтобетонного завода, против газогенераторной станции на локомотиворемонтном заводе, но дума приняла иное решение, мнение Управления охраны среды не спросили, им не руководствовались, — сказал Павел Кацарс. — Как будет на этот раз? Все зависит от общественности, от итогов опроса. Разумеется, такой вопрос будет решаться в Министерстве охраны среды.

О том, как Министерство охраны среды принимает близко к сердцу заботы и опасения даугавпилчан, лучше всего сказала И. Бежане, когда журналист укорил эту ответственную работницу коммунального отдела в уступчивости:

— Вам мало Elliks с его газогенератором в центре города, где собираются сжигать сернистый гудрон? Это же минприроды дало разрешение, а не я.

И тут уместно будет задать вопрос: есть ли в городе настоящий хозяин? По мнению тысяч горожан, которые митинговали против завода формальдегида, истинных радетелей Даугавпилса нет. Стоило вице–мэру А. Дауксту, инженеру–механику по диплому, за деньги фирмы Arizona Chemical Company съездить в солнечные края и пройтись по подобному строящемуся в Даугавпилсе заводу, как дума сказала: “Да!” И в нем утонули голоса дипломированных даугавпилсских химиков, которых в туристическо–служебную поездку вместе с г–ном Даукстом не взяли.

Если посмотреть на розу ветров, о чем журналист справился у метеорологов, то преобладающее направление ветров — юго–западное. В этом убедились жители микрорайона Эспланаде. Не без участия нынешнего мэра Риты Строде в оценке проекта Всемирного банка по водоснабжению и канализации Даугавпилса Балтийское море благодаря станции биоочистки стоков стало чистым, а воздух в городе грязным. Это потому что в процессе утилизации стоков выделяется большое количество сероводорода.

Общественность подождет

Газета не могла не спросить авторитетного мнения хозяйки Лауцесской волости Инары Помяловой. Вот что она сказала:

— После выборов вплотную займемся проектом размещения завода. Это интересное предложение, которое позволит решить многие проблемы. И в первую очередь — занятости. 350 человек — это для нас выход из тупиковой ситуации. А налоги! Но при всем этом, прежде чем дать согласие на строительство, мы будем ждать заключения природоохранных институций и, разумеется, мнения сельчан. Будет публичное обсуждение, итоги которого и станут решающими для депутатов . Не рано ли бьет тревогу инициативная группа, которая явно заняла позицию противления строительству нефтеперерабатывающего завода?

— Нет, — ответил Валерий Панков, — если бы намерения нефтебизнесменов были добрыми, они вместе с волостным советом этого не скрывали бы.

17.01.2005 , 14:08

"Вести сегодня"


Написать комментарий