Посмотри, откуда ветер дует 1

Нашим мнением манипулируют политические демагоги, добивающиеся своих целей – быть во власти. Об этом “Час” писал в номере за 30 июля с. г. Сегодня – продолжение темы: как нашим мнением манипулируют предприниматели, решая свои проблемы. Если конкурент захочет поставить подножку вашему проекту, он шепнет окрестным жителям про угрозу экологии и последствия для их здоровья, и народ похоронит самое доброе намерение.

Чтобы загубить проект, конкуренты провоцируют народные протесты

Уголь лучше нефти?

Очень бурно протестовали жители Болдераи против нефтетерминала в Усть-Двинске. И составы с цистернами лишат их покоя, и опасное это соседство – терминал…

Не задаюсь вопросом, откуда собирались гнать нефть владельцы Baltic Oil Terminal – это их проблемы. Людей же не убедили обещания надежных шумоглушителей, ссылки на экологическую безопасность терминала дескать, в Вентспилсе даже Синий флаг над пляжем развевается, и рабочие места жителей Болдераи не прельстили. От проекта отказались.

А едва народ успокоился, там появился терминал угольный, и составы с углем безо всяких звукоизоляторов рассекают Болдераю. Народ безмолвствует. Его, извините, использовали, его мнением об углеперевалке не интересовались, а дело сделано. Безмолвствовали и власти, дескать, это частное дело бизнеса.

Ширятся протесты против строительства свиноводческих комплексов, каковых планируется в ближайшем будущем создать в стране аж семь штук. Протестуют жители Лаубере и Мадлиены в Огрском районе, где собираются реализовать проект на 12 тысяч свиней. Недовольны соседством со свинарником и в Межарской волости Екабпилсского района.

Спохватились и жители Лажской волости в Лиепайском районе, уже пустившие на свои земли свиноводческую компанию, и обратились в Конституционный суд, ссылаясь на ст. 115: “Государство защищает право каждого жить в благоприятной среде, информируя о состоянии среды и заботясь о ее сохранении и улучшении”.

Да, народ имеет такое право, однако я не уверен, что он в своем гневе всегда прав. Но точно знаю, что не прав министр среды Раймонд Вейонис, заявивший, что эта проблема не в его компетенции, а “если запретить интенсивное свиноводство, то его надо запретить вообще”. Не запрещать надо, а потребовать в соблюдение ст.115 соорудить очистные сооружения.

И вместе с министром регионального развития Эдгаром Залансом, который вроде бы заинтересован в развитии самоуправлений, проехать по волостям и рассказать людям, что официальные заключения о влиянии на среду подтверждают надежность вентиляционных систем и амбре не омрачит им жизнь, прочная защита сводит к минимуму все негативные последствия, а установки по производству биогаза обеспечат теплом волостные столицы, что подобный комплекс действует в Вайнеде и у окрестных жителей он протестов не вызывает.

Лет пять-шесть назад жители приграничных волостей Бауского и Добельского районов возмущались, что вблизи латвийской границы литовцы строят свинарники, а ветры в сторону Латвии дуют. Сейчас, видно, направление сменилось, о протестах не слышно, а местное мясо можно купить только на рынке, в супермаркетах же продается в основном литовская свинина.

И, кстати, недавно министр Вейонис подтвердил, что “если нужно закопать проект, вспоминают об экологии”. То есть шепотком напоминают народу о праве жить в благоприятной среде, а народ вспоминает о праве протестовать. И протестует, увы, не всегда понимая, против чего, а главное, что его руками просто убирают с площадки конкурентов.

Но если министр среды Вейонис от проблем открещивается, кто должен заниматься ими? И почему ответ перед народом держат предприниматели, а не те, кто давал разрешения на строительство комплексов?

Меняем завод на… завод

Пока жители Икшкильской волости, что под Огре, вытесняют со своих земель французскую компанию Saint Gobain, вознамерившуюся вложить 80 млн. евро в завод по производству теплоизоляционных материалов, практически там же фирма Eurotex, дочка американской Neovex Corporation, готова поставить заводик по производству интравенозной жидкости для медицинских нужд. Тоже, кстати, химическое производство…

Вроде бы уже прошло публичное обсуждение. И никто не обратил внимание на два нюанса в материалах экспертизы: производственный процесс практически (а фактически? – А. К .) не будет загрязнять среду, а технологическая вода после чистки и мойки оборудования будет уходить в канализацию без дополнительной (?!) очистки, но опасения жителей безосновательны. И жители вроде бы верят, хотя никто не помнит, что общественное обсуждение проекта было.

Французский проект защищает лишь директор ЛАИР Андрис Озолс, понимающий, что 80 млн. евро – серьезный вклад в экономику, что теплоизоляционные материалы очень востребованы сейчас, когда остро встала проблема энергосбережения, и что французы уже готовы уйти в соседние страны, где их примут с распростертыми объятиями.

Ходят слухи, что ту землю присмотрела не только Eurotex, а протестующие против проекта Saint Gobain жители волости расчищают им площадку.

Вот так и живем, не осознавая, что очень часто становимся игрушкой в руках политиканов и недобросовестных конкурентов, обделывающих свои делишки в тени народных протестов.

Выборочная демократия

Начинает бурлить Слока против намерений восстановить полуразрушенные цеха целлюлозного комбината и организовать там химическое производство, кстати, весьма нужное. На случай фиаско в Юрмале фирма Allat un VL присмотрела пустующие помещения в промышленной зоне Екабпилса, но и там уже циркулируют слухи о предстоящем заражении и города, и Даугавы.

На дыбы встает Даугавпилс, перекрывая планы холдинга Dinaz построить в семи километрах от города нефтеперерабатывающий завод. Тут в этом проекте даже усмотрели… геноцид национальных меньшинств, составляющих большинство населения латгальской столицы. Правда, за нацменьшинства вступился министр среды Вейонис, заявивший, что завод нельзя строить вблизи живописных изгибов Даугавы.

Министр мог бы заявить, что даже на самых опасных производствах ставятся надежные очистные сооружения, что во многих странах на угольных станциях используются технологии сжигания угля с минимальным содержанием серы, а НПЗ уже давно не угрожают природе, если, конечно, все делается по правилам.

Кому доводилось подлетать к Вене на самолете, видели потрясающую панораму австрийской столицы, переходящей в знаменитый Венский лес и буквально притиснувшийся к этой европейской жемчужине огромный нефтеперерабатывающий завод, а до центра города – не больше 10 км. А в самом центре Токио уже много лет функционирует мусоросжигающий завод, снабжающий теплом и светом почти пятую часть японской столицы. Такой же завод есть и в Париже.

Там конкуренты не подстрекали горожан, венцы с токийцами и парижанами не вставали в пикеты, потому что знали: власти добьются соблюдения всех норм экологической безопасности, иначе им, властям, уже не бывать во власти. В этом и есть отличие нашей действительности от австрийской или японской.

А у нас и еще одна особенность есть: на выступления людей в защиту экологии и собственного здоровья власти реагируют выборочно.

…На территории Слокского комбината под открытым небом уже двадцать лет якобы хранятся тонны старых отходов производства с ядовитым серным запахом, и лишь ветер разносит по округе эту пыль.

Вблизи Демене, под Даугавпилсом, уже много лет существует свалка опасных отходов, которую не раз поджигали, но тушению эти пожары поддаются с трудом. А неподалеку создали полигон, куда свозят бытовой мусор со всей южной Латгалии. И не местные власти, а жители волости судятся с владельцами полигона, намеревающимися организовать здесь же полигон по утилизации асбестовых отходов.

Да, в демократической стране народ имеет право выражать свое мнение и отстаивать свои права. И в поддержку этого постулата даже создано общество “За права народа!”.

Но это – демократия по-латвийски. В странах утвердившейся демократии права народа гарантирует государство, а обеспечивает власть, которую народ избрал. Нет, конечно, и там, случается, народ напоминает властям о несоблюдении его прав. Но не приходилось слышать или читать, что народом манипулируют во имя политических амбиций или в конкуренции бизнес-структур.

У нас же не государство, а люди сами осуществляют гарантированное ст. 115 Конституции право жить в благоприятной среде, и не государство их, а они информируют государство о состоянии среды. Но государство не реагирует.

Повзрослеем когда-нибудь и мы, прислушавшись к словам остроумного Карела Чапека: “Как часто смотрим мы, куда тянется дым, вместо того, чтобы посмотреть, откуда дует ветер”.


Написать комментарий

А зачем латвии заводы и фермы,нефтетерминалы,танцевать и петь в лаптях проще и работать не надо ,Ес кинет старые продукты да и ладно