Эрна-2008: игры мужчин или прославление фашизма?

Пресс-фото.
Пресс-фото.
Ориентирование на пересеченной местности, тренировка воли и мускулов в ходе преодоления препятствий - замечательное развлечение для любителей настоящего мужского досуга. С одной маленькой поправкой: историческая группа "Эрна" воевала на стороне нацистов.

Уже пятнадцатый год каждое лето в начале августа международные участники военно-спортивной игры “Эрна” будут пробираться тропами лесов и болот Эстонии в тыл противника

О чем игра

Обычно стартующая в первую неделю августа военно-спортивная игра “Эрна”, посвященная памяти шпионско-диверсионной группы абвера, действовавшей в июле-августе 1941 года в тылу Советской армии, проводится с 1993 года. В прошлогодней “Эрне” участвовали 28 команд, десять из которых – иностранные, в основном военнослужащие стран НАТО. В Эстонию приехали команды США, Германии, Дании, Швеции, Португалии и Чехии, а от Норвегии и Финляндии даже по две команды.

Около двух тысяч участников игры должны преодолеть 130-километровый исторический маршрут от побережья вглубь страны, уклоняясь от встречи с войсками НКВД в исполнении эстонских военных и пограничников. На первом этапе – проверка водительских навыков на бездорожье, затем разведка и ориентирование на местности. Программа “Эрны” включает и соревнования по стрельбе. Пистолеты и автоматы участники приносят свои, ведь их подавляющее большинство – военные. На десерт – имитация боя в городских условиях, транспортировка раненых и преодоление водных препятствий…

Военно-спортивное игрище финансирует министерство обороны Эстонии. В прошлом году его начало официально приветствовали министр и начальник Главного штаба ЭР. Министр обороны Яак Аавиксоо пожелал удачи участникам похода, “который является данью памяти сопротивлению эстонцев”.

Позиция Эстонии

Под давлением МИД России, ПАСЕ и международной общественности каждое лето на защиту “Эрны” поднимается государственно-пропагандистский аппарат Эстонской Республики. Окопы проходят по страницам истории и вполне современной политике.

Современная эстонская историческая наука в рамках задачи по сотворению нового национального мифа считает разведывательно-диверсионную операцию германского абвера ярким примером борьбы эстонского народа за свою независимость и свободу с оккупировавшим его Советским Союзом. Упор делается на высокую гуманность и героизм миссии “Эрны”, принявшей неравный бой с оккупантами и насильниками НКВД. Сами диверсанты изображаются рыцарями без страха и упрека.

Тезисы историков берут на вооружение политики. Так, лидер партии “Союз отечества и республики” Март Лаар утверждает, что сведения об убийствах участниками “Эрны” сторонников советской власти являются досужим вымыслом сталинской, а теперь и российской пропаганды. А министр обороны Я. Аавиксоо, назвал сомнительный с точки зрения военных успехов рейд “самой долгой и успешной операцией на Восточном фронте в ходе Второй мировой войны”, целью которой была “защита местного эстонского населения от злодеяний превосходящего по численности и жестокости врага”.

Вместе с тем не все в Эстонии придерживаются этой линии. Так, в заявлении Международной комиссии по расследованию преступлений против человечества в Эстонии, учрежденной по инициативе президента ЭР Леннарта Мери в 1998 году, говорится, что представители обеих противоборствующих сторон (в первые месяцы войны) были в подавляющем большинстве эстонцами по национальности. При всей ангажированности комиссии ее эксперты не могли не признать, что "есть сомнения в том, как действовали “лесные братья”, а позднее “силы самозащиты” (“Омакайтсе”) в первые недели после немецкого вторжения, намеренно убивая ни в чем не повинных мирных жителей.

Игрище “Эрны” проходит на фоне других – далеких от спорта интерпретаций истории. Широкий резонанс в европейских СМИ вызывают традиционные сборы ветеранов эстонской дивизии “Ваффен СС” и членов “Союза борцов за освобождение Эстонии”. Сюда же относится празднование министром юстиции Эстонии Рейном Лангом своего 50-летия в нацистских декорациях и с просмотром спектакля “Адольф” о последнем дне жизни Гитлера. Оформление места торжества включало в себя нацистскую символику, на стене висел большой флаг со свастикой. Сам государственный муж назвал все это “личным делом”.

Россия и ПАСЕ – против

Министерство иностранных дел России традиционно выступает с критикой самого факта проведения игры и участия в ней военнослужащих стран-участниц антигитлеровской коалиции. В заявлении по поводу “Эрны-2007” говорится, что "тем самым они морально поддерживают тех, кто весьма “своеобразно” понимает историческую роль подразделений СС и абвера. Этим они омрачают светлую память и своих солдат, павших в борьбе с гитлеровским режимом. Поддержка подобных акций с явно провокационным подтекстом не может восприниматься иначе как потакание попыткам популяризации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны".

До сих пор официальной реакции на озабоченность России участием военнослужащих стран НАТО в “Эрне” не последовало ни из штаб-квартиры этой организации, ни от министерств обороны конкретных стран. Исключение составил парадоксальный ответ минобороны Германии и ведомства федерального канцлера, которые не видят ничего предосудительного в участии военнослужащих бундесвера в “Эрне”. Более того, они рассматривают эту военно-спортивную игру как “один из приоритетов” тренировочных программ и “важный шаг вперед в деле межгосударственного взаимодействия”.

- После таких акций европейские партнеры должны отвернуться от Эстонии, – так прокомментировал историческое игрище глава иерусалимского отделения Центра Визенталя Эфраим Зурофф. – Мало того что эстонцы с гордостью вспоминают свое позорное фашистское прошлое. Министерство обороны выделяет на игры “Эрна” деньги! Это говорит лишь о том, насколько необразованны эстонские власти. Они не осознают, какой трагедией для всех нас были события того времени. Ну и, конечно, совершенно немыслимо, что представители бундесвера принимают в этих играх участие. Все с ума посходили – другого объяснения я не нахожу.

Куда сдержаннее реакция официальных представителей ЕС

- Мы не даем комментариев на данный счет, поскольку в этом нет коммунитарного (наднационального для Евросоюза) аспекта, – так на просьбу прокомментировать прошлогоднюю “Эрну” ответил представителям РИА Новости представитель Еврокомиссии Фризо Роскам-Аббинг.

Более последовательную позицию по отношению к эстонской трактовке истории занимает Парламентская ассамблея Совета Европы. Ее председатель Рене ван дер Линден отметил, что его организация всегда выступала и будет выступать “против проведения подобного рода мероприятий. С их помощью нацистское прошлое пытаются представить в героическом свете. Думаю, что эта военная игра станет предметом обсуждения на сессии ПАСЕ”

Остается посмотреть, как пройдет “Эрна” в этом году.

Историческая справка

Действия диверсионной группы “Эрна” в июле-августе 1941 года

В середине 1939 года на территории Финляндии был развернут филиал военной разведки Германии, абвера, во главе с фрегаттен-капитаном Александром Целлариусом. “Бюро Целлариуса” в тесном взаимодействии с финскими спецслужбами в Хельсинки создало Эстонский комитет освобождения во главе с Х. Мяэ. В период германской оккупации он стал главой эстонского “самоуправления”.

Означенный комитет приступил к формированию боевых групп из эмигрантов эстонского происхождения для диверсионно-подрывной работы на территории Эстонской ССР. Значительную их часть составили добровольцы советско-финского конфликта 1939-40 гг. и перебежчики. Их подготовкой на базах в Стаффани и Мунккиниеми под Хельсинки занимались инструкторы абвера обер-лейтенант зондерфюрер В. Шварце и обер-лейтенант К. Рейнхардт. Последний и придумал название подразделения и операции – “Эрна”. Откуда оно пришло ему в голову, неизвестно. Может быть, так звали любимую женщину обер-лейтенанта.

С началом войны Германии против СССР на основе этих боевых групп был создан батальон особого назначения. 24 июня 1941 года его личный состав в количестве 68 человек, в том числе четырех офицеров-эстонцев, должен был принять присягу Третьему рейху и его фюреру Адольфу Гитлеру. По версии современных эстонских историков, присяга сорвалась в связи с отказом эстонцев, за чем последовало компромиссное решение о формальной присяге Финляндии. Что никак не повлияло на статус “Эрны” как спецподразделения немецкого абвера. Командиром отряда был назначен К. Рейнхардт.

Отметим, что впоследствии один из “героев” “Эрны” Хейно-Антс Кург получил звание штандартенфюрера войск СС и командовал полком в составе 20-й дивизии “Ваффен СС”, сформированной из эстонцев. Ему, как и многим его коллегам по операции, клятву на верность фюреру все-таки пришлось принести.

В начале июля 1941 года группу для последних приготовлений перед высадкой в Эстонии передислоцировали на остров Пиртти. Перед ней была поставлена задача вести активную разведывательную и диверсионную деятельность на шоссейных и железнодорожных магистралях в тылу советских войск, в частности, дезорганизовать железнодорожное сообщение на участке Таллин Нарва. Для поддержания связи с наступающей в южной Эстонии 18-й германской армией и штабом в Финляндии группа получила две радиостанции.

В ходе высадки в ночь на 10 июля в районе деревни Сальмисту на берегу залива Колга передовые группы наткнулись на советский военный конвой и были вынуждены вернуться. В назначенном месте удалось десантироваться лишь группе в 37 человек полковника Курга, который предпринял тридцатикилометровый рейд в южном направлении. Продовольствие и ночлег эрновцам предоставляли местные жители. В районе хутора Мустйыэ в отряд влились 62 вооруженных “лесных брата”. В основном активисты эстонского военизированного ополчения “Кайтселийт”.

По свидетельству участника рейда Ю. Йыги, в ходе операции диверсанты вместе с “кайтселийтовцами” убивали местных коммунистов, советских активистов и мирных жителей, заподозренных в связях с большевиками, организовывали засады и налеты на отступающие колонны Красной армии и гражданской администрации. Так, 15 июля дозор “Эрны” наткнулся на автоколонну, в которой находился весь состав трибунала фронта. Трибунал был уничтожен – эрновцы потеряли одного диверсанта убитым, двое были ранены.

С 19 июля “Эрна” осуществляла наблюдение за штабом 8-й советской армии в местечке Поркуни и передвижениями войск 10-го стрелкового корпуса РККА, который в это время вел тяжелые бои за города Тюри и Пайде.

На этом этапе отряд пополнила группа лейтенанта Яанхолда, дезертировавшего со своими людьми из советской кавалерийской части. А 23 и 28 июля к отряду Курга присоединилась группа в 17 человек Рейнхардта, выброшенная с парашютами над северной Эстонией. К тому времени в окрестностях Каутла, где скрывалась “Эрна”, сконцентрировалось до 1,5-2 тысяч “лесных братьев” и гражданских лиц, из которых порядка 200-300 человек были вооружены. Часть из них изъявили желание вступить в “Эрну”, желая отомстить за июньские советские депортации и рейды истребительных батальонов.

26 июля диверсанты и примкнувшие к ним “братья” предприняли штурм волостного центра Альбу, где был расквартирован один из советских истребительных батальонов. Штурм провалился, а особый отдел штаба 8-й армии получил точные данные о дислокации группы и приступил к уничтожению ее базы силами шести истребительных батальонов. Есть данные, что в операции принимал участие и 1-й латышский добровольческий стрелковый полк.

К 31 июля группировка диверсантов и их пособников была рассеяна, однако ее ядру удалось выйти из окружения. До 4 августа оставшиеся в живых эрновцы скрывались в лесах и болотах к западу от Каутла, дожидаясь подхода фронта. 6 августа им удалось войти в контакт с германскими войсками. Они были включены в состав 311-го пехотного полка вермахта в качестве отдельного батальона.

По данным Ю. Йыги, к началу боев за Таллин (20-28 августа) подразделение пополнилось 149 эстонскими добровольцами, участвовавшими в захвате Тарту в рядах немецких войск, и насчитывало 260 человек. В начале сентября батальон был фактически заново сформирован и получил наименование “Эрна-II” и в составе 217-й пехотной дивизии вермахта участвовал в захвате Моонзундских островов. 10 октября 1941 года остатки “Эрны-II” расформировали, а часть личного состава перевели в созданные германскими оккупационными властями подразделения местной “самозащиты” (“Омакайтсе”).


Написать комментарий