Вузам «вырвут» язык – русский 6

За государственный счет высшее образование можно будет получить только на государственном языке - такую меру одобрил Кабинет министров, и, очевидно, готов одобрить Сейм.

После долгих дискуссий с представителями высших учебных заведений Латвии, студентами, работодателями и, немаловажно, с партнерами по коалиции, Кабинет министров одобрил законопроект “О высшем образовании”, согласно которому русский язык, а также все неофициальные языки Евросоюза будут запрещены для преподавания в государственных вузах, а также частных высших учебных заведениях, получающих материальную поддержку государства, то есть имеющих так называемые бюджетные места.

Закон разрабатывался в течение четырех лет, и многие называют нынешнюю его редакцию не более чем отправной точкой на пути дальнейших многочисленных реформ образовательной системы Латвии.

В 1999 году мы вместе с еще 28 странами Европы подписали Болонский договор – документ, объединяющий государства на пути к созданию единого европейского образовательного пространства. Мы неплохо вписываемся в общеевропейскую систему образования и с русскими потоками студентов, считают многие частные вузы страны. Мы можем выполнить цель Болонского договора при условии обучения студентов только (!) на государственном языке, – категоричны вхожие в коалицию депутаты TB/LNNK. Правительство Годманиса в итоге одобрило, как считается, компромиссный вариант закона: помимо латышского, в вузах можно будет преподавать и на других языках, но только тех, которые являются официальными в странах ЕС. Напрашивается вопрос: это компромисс со студентами и вузами или все-таки с националистически настроенными политическими силами, голоса которых могут пригодиться в принятии других решений?
О том, как такой компромисс отразится на буднях студентов Даугавпилса, газета “СейЧас” побеседовала с представителем государственных вузов, ректором Даугавпилсского университета Арвидом Баршевским, и представителем вузов частных – руководителем даугавпилсского филиала Балтийской международной академии Светланой Милюс. Немаловажно в вопросе о будущем латвийского образования и мнение так сказать “ущемляемой” стороны – главы даугавпилсского отделения Русской общины Латвии Алексея Васильева.

ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭКСПЕРТ

Тот факт, что Латвии нужен современный и перспективный закон о высшем образовании, не отрицает никто. Только представления об этом законе и акцентах в нем у всех разные. Сам законопроект, уже одобренный правительством, представляет из себя множество разделов и сводов правил, регулирующих работу вузов, их управление, требования к персоналу, финансирование, научно-исследовательскую деятельность и международное сотрудничество. Но ни один из этих аспектов так не волнует политиков и общественность, как языковой вопрос, который при этом даже не вынесен в отдельную главу закона.

В еще действующей редакции закона о вузах значится, что в государственных высших учебных заведениях обучение должно осуществляться на латышском или других языках ЕС, но при этом удельный вес кредитных пунктов на иностранном языке не должен превышать 20 процентов от общего их количества. Частные вузы вольны сами определять язык обучения.

Новая редакция закона призвана повысить конкуренцию между вузами страны и сделать латвийское образование своего рода “товаром на экспорт”, который, ожидается, найдет спрос среди иностранных студентов. Оттого планку в 20 процентов иностранного языка планируется переименовать в “некоторые части”, оставив право распределения языковых приоритетов в ведении руководства вузов, но при этом те же требования предъявить и к частным вузам, получающим господдержку. Таким образом, преподавание может вестись на государственном языке и официальных языках стран Евросоюза. И если в частном вузе есть хоть одно бюджетное место по какой-либо программе, то все заведение должно соответствовать выдвинутым языковым требованиям. Хотите преподавать на неофициальных языках ЕС – откажитесь от финансовой поддержки страны и занимайтесь стопроцентно частным бизнесом, такова позиция государства.

Посему с принятием нового закона в деятельности государственных вузов страны, вероятно, произойдут перемены в сторону “европеизации” учебного процесса посредством более широкого, чем ранее, применения многоязычия. Пока закон не был окончательно принят,  Арвид Баршевский признал, что еще основательно не вчитывался в его нынешнюю редакцию, тем не менее выразил готовность его соблюдать. Особенно волнует ректора ДУ вопрос с привлечением к нам иностранных студентов, о котором еще “нужно дискутировать”.
В целом же, по мнению А.Баршевского, требование исключить русский язык из числа тех, на которых ведется обучение в вузах страны, вполне приемлемо и резонно: ведь жители Латвии заканчивают школу на госязыке или билингвально, а значит, могут и высшее образование получать на госязыке.

Солидарна с гоподином Баршевским и экс-министр образования Ина Друвиете, которая считает, что нет смысла жителям Латвии после окончания средней школы “обратно впадать в монолингвизм”.

ПРЕМЬЕР ГОВОРИЛ ДРУГОЕ

Согласно официальной статистике, только 10 процентов студентов Латвии на сегодняшний день получают высшее образование на русском языке. Но даже такой небольшой удельный вес образованной русскоязычной молодежи словно бельмо на глазу политиков и общественных деятелей, ратующих за сохранность госязыка и повсеместное укрепление его позиций.

Как рассказала газете “СейЧас”  Светлана Милюс, Ивар Годманис, будучи в Даугавпилсе, говорил, что на латышский язык будут переводиться только те программы частных вузов, которые субсидируются государством. Однако принятый Кабинетом министров “компромисс” куда более жесток и предполагает отказ всего вуза сразу от “неофициальных языков ЕС” (читай: русского) в случае получения данным учреждением помощи от государства.

По словам С.Милюс, на первый вариант с отдельными программами еще можно было бы согласиться, но нынешняя редакция закона не выдерживает критики. Несмотря на то что в некоторых филиалах Балтийской международной академии вообще нет русских потоков, половина студентов этого вуза все-таки русскоязычные. И говоря о дальнейших перспективах в случае, если закон будет принят, С.Милюс высказала предположение о том, что Академия скорее откажется от помощи государства, чем от своих студентов, желающих учиться на русском языке.

“Если такой закон примут, то нам придется его соблюдать, но я все-таки надеюсь, что здравомыслие победит, и права нацменьшинств не будут ущемлены, у студентов будет право выбора”, – сказала Светлана Милюс.

О правах и свободе выбора в дискуссии о вузах неоднократно напоминает, например, и депутат Сейма  Нил Ушаков, говорящий о том, что живем мы в демократической свободной стране, где за свои деньги нужно разрешить получать тот “товар”, который более всего симпатичен “покупателю”.
И государство вроде бы не запрещает этого нынешней редакцией закона, но в то же время ограничивает особо талантливых представителей нацменьшинств, не владеющих госязыком в совершенстве, от получения высшего образования за государственный счет. Из расставленных таким образом правительством акцентов получается, что образованная молодежь нам нужна, но только не русскоязычная, будь она хоть трижды умна и смекалиста.

ОБЩЕСТВО С УЗКИМ КРУГОМ ИНТЕРЕСОВ

Чем же для нас обернется такая политика образования, с газетой “СейЧас” своими соображениями поделился глава РОЛ в Даугавпилсе  Алексей Васильев: "Создается впечатление, что умные люди Латвии не нужны. Такими мерами наше правительство создает полуобразованное или недообразованное общество с узким кругом интересов. Такие люди не смогут разобраться в экономических и политических процессах, происходящих в Латвии, но будут легко поддаваться на рекламу различных политических сил. Так, у нас могут стать популярными так называемые “партии телезрителей”, а сам народ будет общественно не активен, не будет иметь собственного мнения".

Диаметрально противоположное мнение о перспективах принятия закона о вузах имеет министр образования Татьяна Коке, видящая его результатом развитие вузов и сплошные выгоды для студентов.

В действительности, упомянутый ранее Болонский договор как раз и предполагает упомянутые Т.Коке “прелести”, но достигаются они, согласно этому документу, путем взаимного признания дипломов, введения двуступенчатой системы подготовки специалистов (бакалавриат и магистратура), созданием единой системы учета учебных достижений и так далее. Примечательно, что термин “официальные языки стран ЕС” в Болонском договоре не оговаривается и не является обязательным условием. Более того, с 2003 года в составе стран, подписавших этот документ, числится и Россия. Так что Болонский договор объединяет страны и за пределами Евросоюза, а целью его является не исключение какого-либо языка из перечня разрешенных для преподавания в вузах, а “повышение мобильности граждан на рынке труда и усиление конкурентоспособности европейского высшего образования”, причем под словом “европейский” здесь, очевидно, подразумевается не “евросоюзовский”, а именно европейский в противовес заокеанскому.

И как ни грустно это признавать, но под “прикрытием” этого на самом деле значимого и перспективного документа, наше правительство в очередной раз сыпет соль на рану, не только мало способствуя достижению оригинальных целей Болонского договора, но еще и в очередной раз сея распри в нашем многонациональном обществе, переключая его внимание с неудач в экономике на действительно наболевшее.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

03.07.2008 , 19:20

"Сейчас"


Написать комментарий

“Создается впечатление, что умные люди Латвии не нужны. Такими мерами наше правительство создает полуобразованное или недообразованное общество с узким кругом интересов. Такие люди не смогут разобраться в экономических и политических процессах, происходящих в Латвии, но будут легко поддаваться на рекламу различных политических сил. Так, у нас могут стать популярными так называемые “партии телезрителей”, а сам народ будет общественно не активен, не будет иметь собственного мнения”.
--------------------------------------------------
Да не создаётся впечатление, а так оно и есть!
И не надо боятся этого закона, латышеский язык сам себе роет могилу - противопоставляя себя другим языкам. Выход очень прост - преподавать на английском. Я считаю это очень перспективный язык, нечета латышескому. Глупо обучатся на латышеском языке, все равно дальше холопа (у англоговорящего или рускоговорящего) не доростешь.
Например, Польские школы существуют и почему бы не организовать английские?

Русские сами во многом виноваты, кто добровольно отдавал (отлает) детей в латышские группы детсадов? Латышские школы?
Сами русские, мотивирую тем что ребенок лучше будет знать гос.язык. В итоге реформа все таки прошла, под красивые речи политиканов обеих сторон. Теперь добрались до ВУЗ'ов. Пока до государственных (есть еще нюансы). Со временем я пологаю частным ВУЗ'ам не будут продлевать аккредитацию опять таки по каким-либо языковым причинам. Есть конечно получившие пожизненную аккредитацию, но путем принятия соответствующего закона, можно придти к новой реформе. И этого будет мало, за русскую речь в общественном месте скоро будут накладывать штраф. И что самое страшное, при такой ситуации штрафы будут платить. Молчать и платить. По тому как Наш народ, увы, но в абсолютном своем большинстве - быдло.

Лишают права учится на родном языке местное, коренное население Латвии. А почему тогда с нас требуют повиновения?

ГРЯЗНЫЕ ПОДОНКИ. Даже в тоталитарном, как они называют Советском Союзе Все национальности имели право обучатся на родном языке и получать не только среднее но и высшее образование за государственный счет. Теперь это запрещено. Значит мы живем в гораздо худшем государстве чем СССР. Здесь получается царит геноцид и апартеид.

Вангердан: Русские сами во многом виноваты, кто добровольно отдавал (отлает) детей в латышские группы детсадов? Латышские школы? Сами русские, мотивирую тем что ребенок лучше будет знать гос.язык. В итоге реформа все таки прошла, под красивые речи политиканов обеих сторон. Теперь добрались до ВУЗ'ов. Пока до государственных (есть еще нюансы). Со временем я пологаю частным ВУЗ'ам не будут продлевать аккредитацию опять таки по каким-либо языковым причинам. Есть конечно получившие пожизненную аккредитацию, но путем принятия соответствующего закона, можно придти к новой реформе. И этого будет мало, за русскую речь в общественном месте скоро будут накладывать штраф. И что самое страшное, при такой ситуации штрафы будут платить. Молчать и платить. По тому как Наш народ, увы, но в абсолютном своем большинстве - быдло.

Совершенно с Вами согласен. Скоро о молчаливое и послушное быдло будут вытирать не только ноги.

Надо однако заметить, что Латвия является страной ЕС, т.е. у нее есть не только права, но и обязанности. Если все действительно дойдет до откровенного нео-фашизма, национализма, не стоит забывать что существует европейский парламент, куда при случае (уже пора) следуется обратиться.
Но простому смертному достучаться до небес практически не реально, а политики якобы отстаивающие права нац.меньшинств заняты популизмом и полит.проституцией...
Поживем - увидим. PS: Илья Муромец 30 лет пролежал на печи... что было потом нам известно :-)

Написать комментарий