Производители обещают не поднимать цены

Подорожание продовольствия станет центральной темой саммита “Большой восьмерки”, который пройдет 7—9 июля на японском острове Хоккайдо. Хозяева встречи призывают правительства G-8 принять срочные меры, например, выбросить на рынок продукты из резервов. Между тем латвийское правительство не чешется, хотя наша страна занимает второе место в ЕС по скорости подорожания продовольствия: за последний год рост составил более 8%.

И если верить прогнозам, то в конце лета жителям Латвии придется пережить очередную волну инфляции — на сей раз по вине роста цен на топливо. “Телеграф” решил выяснить, сколько же будут стоить местные молоко, хлеб и мясо к сентябрю.

Предупреждения о новой волне инфляции появились в латвийских СМИ сразу после того, как на мировой арене заговорили о грядущем подорожании нефти. Если верить прогнозам, в ближайшее время черное золото станет почти в два раза дороже, а значит, вырастут цены и на бензин, что, соответственно, увеличит расходы латвийских пищевиков. Пищевики, само собой, поднимут цены, и все это ударит по нам, рядовым покупателям.

“Мы еще не получали никаких сигналов от поставщиков, — уверяет представитель Maxima Эвия Эрцмане. — Но Maxima считается с тем, что ближе к осени может произойти коррекция цен. Какой она будет, сказать сложно — многое зависит от урожая, а значит, от погоды”.

Председатель правления Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Арманд Краузе считает, что к критическому скачку жителям Латвии готовиться не надо — худшее, на что можно рассчитывать, это подорожание на 10—15%, однако его он считает неизбежным.

Цепная реакция

“Здесь цепная реакция: цены на топливо влияют на всех производителей, у всех повысятся расходы, — говорит Арманд Краузе. — Конечно, нельзя не брать во внимание падение покупательской способности населения, которая уже сейчас невысокая. И это особенно остро чувствуют производители тех продуктов, которые не являются товарами первой необходимости — например, того же меда. Нельзя забывать и про то, что мы конкурируем с дешевым товаром, импортируемым из третьих стран (не входящих в ЕС). И тем не менее с ростом расходов у производителей есть только два варианта: либо работать с убытками, либо поднимать цены. И я думаю, что они выберут второе. Однако прироста более 10—15%, на мой взгляд, ждать не стоит”.

Только вот сможет ли потребитель переварить очередное подорожание местных молока и мяса? Глава отдела маркетинга и общественных отношений Rimi Зане Эниня считает, что стоимость местных товаров и так уже зашкаливает, и никаких скачков по этой причине ждать не стоит. “Мы видим, как люди переориентируются, у нас продажа картошки выросла в пять раз, значит, человек отказывается от чего-то другого, — признается она в разговоре с Телеграфом. — Покупатели все чаще приходят в магазин со списком и все реже обращают внимание на красивые упаковки”.

Дальше некуда. Пока…

Именно рыночной ситуацией руководствуются опрошенные Телеграфом пищевики: признавая, что расходы растут на глазах, они обещают не поднимать цены на конечный продукт — иначе возникает риск уступить место импортерам. “Производитель не может поднять цену и потерять рынок, — уверяет глава Латвийского общества производителей хлеба Валдис Цирценис. — Согласно исследованиям, корзина хлебобулочных изделий уже сократилась в Латвии на 10—12%. Поэтому мы не можем повысить цены, мы держим их на уровне ноября. Конечно, расходы на топливо растут. Когда мы последний раз поднимали цены, то рассчитывали на 80 сантимов за литр, а сейчас цена уже под 90. Из-за этого нам приходится экономить на технологиях, оборудовании”.

Воздержаться от повышения цен обещает и председатель Совета компании Balticovo Валдис Гримзе: “Стоимость топлива для нас не определяющий фактор, нам важнее зерно, которое сейчас как раз падает в цене. А если мы не будем поднимать цены, то и остальные не будут”.

Самоубийством повышение цен считает и председатель правления Латвийского центрального союза молочников, экс-глава Rīgas Piensaimnieks Арвид Ушча. “Я очень сомневаюсь, что в нашей ситуации можно поднимать цену с повышением себестоимости, — говорит он Телеграфу. — У нас и так высокие цены при низкой покупательской способности. И если еще больше повысить цены, то просто может сузиться местный рынок под влиянием импорта”.

С опасением на возможное повышение цен смотрит и председатель правления Союза производителей и переработчиков картофеля Анда Рутенберга: “Предприятия уже сейчас иногда работают в убыток, но поднять цены мы сможем только в том случае, если повысятся цены на другие основные продукты питания. К тому же многое зависит от урожая: если картошки будет много, то она, наоборот, подешевеет”.

http://www.novonews.lv/news/2008/07/03/latvia/040688.html


Написать комментарий