Старик и нищий: почему эти слова неразлучны?

В минувшую пятницу в Даугавпилсе побывала глава Министерства благосостояния Ивета Пурне. Народу собралось много, что предвещало жесткий разговор. Так и случилось.

Valoda – это святое

Начался диалог с выяснения – на каком же языке рижским гостям (а с министром приехали еще два ответственных работника Минблага) выступать перед аудиторией? Когда Ивета Пурне спросила: кто предпочитает русский? – поднялся лес рук (точнее скажем, за это было явное большинство), но, тем не менее, госпожа Пурне в дальнейшем отдала предпочтение государственному. Справедливости ради надо сказать, что несколько раз министр переходила на “великий и могучий”, но “иностранный” в Латвии русский язык, очевидно понимая, что значительная часть аудитории не совсем улавливает смысл того, о чем она говорит. Организуя мероприятие, следовало учесть, что на встречу придут, в основном, пожилые люди, многие из которых плохо владеют латышским языком, и обеспечить перевод.

40 сантимов за год

Свое выступление И.Пурне начала с рассказа о последних новшествах в пенсионном законодательстве и о том, что планируется сделать в будущем (она назвала эти меры “шагами”). Министр напомнила, что с апреля 2008 года происходит довольно значительная индексация пенсий, размер которых не превышает 150 латов. В справке, распространенной среди присутствующих, был приведен пример: для пенсии размером, скажем, в 135 латов индексация составила 14 латов. А в октябре этого года индексация будет еще выше – почти 18 латов. И, таким образом, со 135 латов пенсия вырастет до 167.

С июня 2008 увеличится доплата за каждый год рабочего стажа до 1996 года – с 19 сантимов до 40 сантимов. Если, скажем, у человека стаж до 1996 года составляет 35 лет, то доплата будет 14 латов. К тому же вышеуказанную доплату пенсионеры смогут получать, во-первых, независимо от стажа (а сейчас он должен быть не менее 30 лет), а, во-вторых, будет поднят “разрешительный потолок” пенсии со 135 до 225 латов.

В следующем году Минблаг планирует сделать следующие “шаги”: во-первых, увеличить доплату за каждый год стажа до 1996 года с 40 сантимов до 1 лата, причем независимо от величины пенсии. Во-вторых, производить индексацию всех пенсий независимо от их размера (сейчас “рубеж” – 225 латов). В-третьих, увеличить социальное пособие с нынешних 45 латов (вопрос, конечно, интересный: как человек может прожить на 45 и даже 60 латов?) до 60. А инвалидам – с 50 до 75 латов. В-четвертых, предоставить льготу по подоходному налогу работающим пенсионерам. Чувствовалось, что министр Пурне гордится этими социальными новациями.

Грустная статистика

В Даугавпилсе и районе проживает более 36 тысяч пенсионеров (здесь и ниже данные Государственного агентства социального страхования – ГАСС). Средний размер пенсии – 113,18 лата. Тех, кто получает пенсию по старости – 30278 человек. Средний размер пенсии по старости – 117,83 лата. В Латвии пенсию по старости получают 465507 пенсионеров. Средний размер общелатвийской пенсии – 124,77 лата. Даугавпилс, как видим, отстает. Однако вновь назначенные даугавпилчанам пенсии заметно выше прежних – в среднем, 155,33 лата. А по Латвии – 168,05 лата. Сказать, что Минблаг не старается для пенсионеров, нельзя. Если в 2004 году средняя пенсия в Даугавпилсе составляла 61,85 лата, то в 2008 году – уже 112,92 лата. Заметим, что эта цифра все же значительно не дотягивает до минимального прожиточного уровня.

Как известно, размер пенсий зависит от величины зарплаты, а, точнее, от величины социальных отчислений с нее. В Латвии средняя зарплата в 2007 году составляла 364,55 лата, в Даугавпилсе – 295,48. Во всех других крупных городах страны – выше. Поэтому и уровень пенсий в Даугавпилсе ниже. Возможно, одна из причин такой статистики – выплата зарплат “в конвертах”.

Где социальная справедливость?

Горожане задали министру немало конкретных вопросов по системе пенсионного законодательства, ответы на которые запросто могли бы получить и в местном отделении ГАСС. Однако тональность встречи определили совсем другие вопросы, которые, пожалуй, больше напоминали монологи отчаяния или крик души. Почему в нашей стране такие низкие пенсии и пособия, на которые в лучшем случае можно только с трудом выжить? Большинству пенсионеров не хватает денег не только на оплату коммунальных услуг и лекарства, но даже на хлеб насущный. В мусорных баках роются уже не только бомжи, но все чаще добропорядочные люди. Возмущались даже те, у кого пенсия выше среднего. Разве справедливо с пенсии брать налог, если ее размер превышает 165 латов? Разве 165 латов сегодня большие деньги? Ведь минимальный прожиточный уровень уже почти подошел к этому рубежу. А разве индексация пенсий успевает за инфляцией? Одна пенсионерка взывала к совести правителей страны: “Подумайте не только о себе, но и обо всех обездоленных, о будущих поколениях!”

Прозвучало и такое пожелание: “Пусть министры и депутаты хотя бы пару месяцев поживут на 112 латов!”

Лично госпоже министру пожелали бороться за социальную справедливость. Где же она, если зарплата высокопоставленного чиновника в десятки раз выше среднестатистической пенсии?

И.Пурне внимательно выслушивала все вопросы и с видимым сочувствием на них отвечала. “Мне очень сложно на этих встречах. Больно, что государство не развивается так, как надо. Если бы общее экономическое положение в стране было лучше, то и с пенсиями проблем стало бы меньше”, – сказала она. Возможно, сказала это вполне искренне. По ее словам, она сама бывший социальный работник, а ее мать многие годы работала на заводе ВЭФ. Понятно, что лично И.Пурне не ответчик за социальную политику правящей коалиции. Один пенсионер в своем громогласном выступлении сказал так: “Денег в государстве хватает, но как их распределяют?”

А хватит ли денег в социальном бюджете, если пенсии поднимут до минимального прожиточного уровня? На этот вопрос ЭН И.Пурне ответила следующее: “Может хватить на 2-2,5 года. А потом есть риск обрушения социального бюджета. Что тогда делать? Поднимать пенсионный возраст? Или размер пенсионных взносов?”

На мой взгляд, к истине ближе пенсионер – деньги в государстве есть, но вот на что их тратить? На “замки света” или закупку новых вооружений (для войны с кем?)? На очередное повышение зарплат чиновникам? А, может быть, на то, чтобы обеспечить старикам спокойную старость? Чтобы они смогли хотя бы свести концы с концами? Ведь все мы перед ними в долгу (и министры, и депутаты тоже). Нынешние пенсионеры своим трудом заложили основу благополучия последующих поколений. Наконец, существуют Божьи заповеди, одна из которых призывает чтить своих родителей (а в широком смысле – старших). Или правители нашей страны что-нибудь имеют против этих вечных истин?

Борис ЛАВРЕНОВ

30.04.2008 , 16:43

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий