Почему терпит фиаско «Новое время»?

Как нам было бы скучно, если бы на политическом небосклоне Латвии не появилась партия “Новое время”! Не то чтобы другие партии не давали повода рассказывать о себе анекдоты. Но у конкурентов все обстоит стандартно: ну проворовался, ну поймали, ну опять за старое… А у нововременцев каждый новый скандал оригинальнее и живописнее предыдущего. Мне будет искренне жаль, если после недавнего раскола партия сойдет на нет, хотя бы потому, что она – плод гениальной идеи незаслуженно забытого политтехнолога.

К власти – без денег

Все латышские партии, которым удалось сохраниться, представляют собой бизнес-проекты. Некий олигарх осознает, что дальнейшее увеличение капитала возможно только посредством прихода к власти в стране. Он вкладывает деньги в создание партии-фирмы, нанимает менеджеров-политиков и рекламщиков-политтехнологов, завоевывает голоса и через коррупционные механизмы приумножает свои доходы. Надо только уметь уничтожать конкурентов и договариваться с теми немногими, кто сумел создать аналогичную партию. А если вы не олигарх, а всего лишь скромный миллионер, то для восхождения на олимп вам не хватит начального капитала.

И вот семь лет назад нашелся человек, который сумел опровергнуть эту железную схему. (Разумеется, все последующее излагается на правах версии: мы с вами при переговорах тет-а-тет не стояли.) Но политический мир тесен, разговоры из уст в уста передаются, да и последующие события подтверждают наши предположения. Так что версия эта представляется весьма правдоподобной.

Нашего героя зовут Григорий Крупников. Обычный постсоветский интеллигент, прошедший обычный путь от кандидата наук до владельца крупной фирмы. Политический опыт ограничивался коротким депутатством в Рижской думе в период перестройки и руководством Рижской еврейской общиной. Ни первое, ни второе, ни третье не давало шансов на успех, зато была идея, перевернувшая политическую жизнь страны.

Дело было в 2001 году. Расчет опирался на два, казалось бы, не связанных между собой фактора. Во-первых, самый сладкий в стране кусок власти – Рижскую думу – захватили единодушно презираемые элитой голоштанники социал-демократы, которые заключили союз с опиравшимися на голоса русскоязычных избирателей “пчелами”.

Во-вторых, начала расти цена нефти и одновременно явно крепла сменившая лидера Россия. И если такие огромные барыши дает преодоление табу на сотрудничество с местными русскими, имеющими за душой разве что несколько банков и пару сотен тысяч избирателей, то какого эффекта можно добиться, опираясь на большую Россию!

Зачем олигархам грызться между собой, когда можно выйти на внешний рынок и стать партнерами восточного соседа, легко опередив зажатых в идеологических шорах восточноевропейских конкурентов. Таким образом, Крупников на пять лет предвосхитил основной вектор, по которому пойдет властная элита. Но угроза выглядела впечатляюще уже тогда, и под ее предотвращение вполне можно было найти денег. Такое развитие событий никак не устраивало США, и наш могучий сюзерен дал добро на создание партии нового типа.

“Выбирайте самого большого идиота”!

Новую партию необходимо было создавать нестандартными методами. Во-первых, она не могла опираться на традиционное для страны коррупционное самофинансирование. Политикам-взяточникам главный спонсор не мог доверять, ибо логика их мышления рано или поздно привела бы к тем решениям, противостоять которым и было призвано “Новое время”.

Во-вторых, она должна была являть из себя партию правящую, но с психологией оппозиционной: все время бороться с гидрой коррупции и прочей вредительской деятельностью.

В-третьих, партия должна быть в высшей степени идеологизированной – иначе трудно отказываться от прагматических решений, выгодных как для страны в целом, так и для тех, кто их принимает. Следовательно, программа стала крайне националистической – другой идеологии массовый избиратель не приемлет.

Из этих требований осуществлялся подбор партийных кадров. Ясно, что нельзя было брать действующих политиков, ибо вся пропаганда строилась на критике существующей системы. Но никому не известных людей трудно раскрутить, и потому нужен хотя бы один популярный успешный человек, при этом ничего не понимающий в управлении страной и готовый стать послушным объектом манипуляций со стороны немногих тайных распорядителей. На эту роль идеально подходил Эйнарс Репше.

Иногда бывает, что абсолютно не компетентный, но упрямый деятель добивается успеха только потому, что вначале случайно или по чьему-то дельному совету встает на верный путь. Умному человеку свойственно анализировать события и соответственно корректировать свои действия. Один раз ошибешься с оценкой – и пошел не туда. А дурак не сомневается и знай гнет свою линию. Если она оказалась удачной, то тебя признают победителем. Другое дело, что повторить успех обычно не удается.

Именно такой счастливой была деятельность Репше во главе Банка Латвии и такой провальной во всех прочих его начинаниях.

История умалчивает, сформулировали для себя отцы-основатели вынесенную в подзаголовок идею или подсознательно осуществляли то, что несколько позже так образно выразил Андрис Шкеле.

Но вся партия строилась по этому принципу: недалекий самовлюбленный мессия на самом верху и обожающие его приверженцы в массовке. Очень удобно: не надо тратить усилий на убеждение партийных масс – кукловодам достаточно направить в нужную сторону одного вождя, и вся партия движется за ним следом. Не случайно в верхушке НВ так много женщин: Солвита Аболтиня, Линда Мурниеце, Ингрида Цирцене, Байба Бригмане, Аусма Зиедоне-Кантане, Ингуна Рибена. А до последнего времени еще Ина Друвиете, Илма Чепане и Сандра Калниете. Не сочтите меня женоненавистником, но нерассуждающая преданность единожды обретенному кумиру – скорее женская черта. В жизни – очень милая, в политике – весьма опасная.

Опередившие время

Идея удалась на славу: в 2002 году НВ выиграло выборы с огромным перевесом, затратив на победу мизерные по современным понятиям средства, и стало явным политическим лидером страны. И сразу выяснилось, что нововременцы не умеют этой победой распорядиться.

Они мгновенно начали делать глупости. И первой из этих глупостей стало изгнание своего духовного отца и серого кардинала в одном лице. Конечно, умница Крупников мог с самого начала все предвидеть. Не нужен партии с жестко националистической идеологией раздающий указания инородец. Не нужен партии, проповедующей порядочность, человек с сомнительным прошлым (проклятая карточка в мешках КГБ) и не менее сомнительным настоящим (откуда возникла крупная фирма в воровские 90-е?).

Но по-человечески я готов ему посочувствовать: это надо же – сконструировать теоретически политическую силу, перенести идею с чертежа в жизнь, выиграть выборы – и в момент триумфа всего лишиться! А какие перспективы для бизнеса открывались…

“Честность – прекрасная вещь, когда все вокруг честные, а я один жулик” – кажется, эту фразу приписывают Генриху Гейне.

И очень быстро выяснилось, что НВ просто не имеет кадров, чтобы управлять страной. Карлис Шадурскис растерялся перед лицом протестов в связи со школьной реформой, Сандра Калниете опростоволосилась в Германии и была вынуждена покинуть пост министра иностранных дел. Репше продолжал говорить напыщенные глупости, принесшие ему такой успех во время предвыборной кампании, и к нему стали относиться как к марсианину – тем более что он себя сам так назвал.

И самое главное – не получалось то, ради чего начиналась борьба: честная жизнь.

Разумеется, враги не дремали, и им удалось накопать криминал: министр здравоохранения Аудерс отправился под суд за старые грехи. Денежные дела самого вождя оказались настолько запутанны, что недоброжелатели увидели в этом злоупотребления.

И все время подводили провинциалы, где не удалось укомплектовать кадры верноподданными начетчиками: из партии вылетели мэр Юрмалы Айзстраута и руководитель резекненской организации Питеренок. Обидно получается: пришли во власть, а нет ни материальных благ от коррупции, ни морального капитала от честности…

В общем, совершенно естественным образом сначала Репше потерял пост премьера, а затем и всю партию выкинули из правительства.

Разумеется, в оппозиции бороться за правду проще, чем при власти, и результаты выборов 2006 года оказались приемлемыми, но о месте в коалиции снова и речи не было. И вот незадача: пока НВ было сильно, угроза российского влияния не стала актуальной. Коррумпантам приходилось прятать свои планы сначала из-за вступления в ЕС и НАТО, затем – из-за приближающихся выборов.

Представляете, как не повезло американцам: пока не особо была необходима “честная” и при этом искренне преданная партия, она успела полностью опростоволоситься. А теперь, когда земля горит под ногами и надо натянуть вожжи, управлять стало некем. Не опираться же всерьез на смешных марионеток!

Последние бурные события в НВ говорят о том, что некто предпринял новую попытку создать “честную” партию. О том, что может из этого получиться, порассуждаем в следующих номерах.

(Продолжение следует.)
Александр ГИЛЬМАН


Написать комментарий