Как «девальвировали» лат

Коллаж Дмитрия Дьячкова.
Коллаж Дмитрия Дьячкова.
Дело о распространении "инфляционных" смс-сообщений, которое весь год держал под контролем премьер-министр и расследовала полиция безопасности, давно закрыто. Панику навел главным образом аппарат премьер-министра... А началось все с обычного разговора в магазине в Бауске.

Механизм распространения слухов

Как сообщает “Латвияс авизе”, несмотря на то, что еще в октябре сего года начальник полиции безопасности Янис Рейникс допускал возможность предать гласности некие новые факты по смс-делу – оно было полностью закрыто еще летом. Ибо ни виновных, ни собственно преступления не оказалось.

Информационные диверсанты

Напомним внешнюю канву событий: в середине февраля от премьер-министра Латвии Айгарса Калвитиса население узнало, что некие люди распространяют смс-сообщения с дезинформацией о якобы готовящейся девальвации национальной валюты.

Президент Банка Латвии Илмарс Римшевич заявил, что в распространении таких слухов могли быть заинтересованы те, кто занимается обменом валюты. Это спровоцировало весьма бурную реакцию: у обменников в Риге появились кое-где даже очереди, люди в темпе меняли латы на евро или хотя бы доллары. Процентные ставки моментально выросли вдвое.

Почти сразу – уже наутро после бума в обменниках – Айгарс Калвитис заявил: “всех вычислили”, рассылатели подрывных смс’ок известны. Во второй раз г-н Калвитис заявил об этом 26 февраля. И в третий раз – 21 марта. Правоохранительным органам стало известно, кто первым послал смс’ку о возможной девальвации лата, сказал Калвитис в интервью Латвийскому радио. В четвертый раз о победе над смс-диверсантами премьер отрапортовал в конце апреля.
Наконец, 28 мая интервью об смс-вредительстве дал глава полиции безопасности Янис Рейникс. По его словам, “дело весьма сложное, расследование еще продолжается”. Распространитель SMS известен, он допрошен, версия проверена. Но далее все не так просто, поскольку полиции безопасности необходимо оценить, виновно ли это лицо. “О результатах расследования сообщим как правительству, так и общественности”, – сказал он.

…Что любопытно: все это время о возможности девальвации латвийской валюты откровенно и открыто писала западная пресса – со ссылкой на также вполне открытые и авторитетные источники.

Так, к примеру, в качестве одного из путей решения проблем с перегревом латвийской экономики девальвацию спокойно упомянул в своем ежегодном обзоре банк Nordea. Но правительственные подозрения в диверсии и обвинения во вредительстве упорно были сосредоточены на “рассылателях массовых смс’ок”.

А теперь – о том, что было на самом деле.

“С приветом Ринголдс”

16 февраля сего года некто Ринголдс, простой латвиец из глубинки, прибыл в Бауску, чтобы встретиться там с выпускниками Саулиенского совхозтехникума.

Там, в Бауске – в магазине, и, вероятно, в не очень трезвом состоянии – Ринголдс услышал разговор о том, что “может случиться девальвация”. Он отчего-то загорелся этой идеей, хотя сам никаких особых накоплений ни в латах, ни в другой валюте не имел.

Он разослал своим однокашникам по совхозтехникуму смс’ки со следующим текстом: “Это на уровне слухов, но на следующей неделе возможны действия по девальвации лата. Решение – обмен латов на другие валюты. С приветом Ринголдс”.

Возможно, ничего бы и не произошло более, если бы одна из адресаток Ринголдса не переслала смс’ку подруге, снабдив ее припиской: “Айна, что ты думаешь об этом?”

Подружка – секретарша премьера Калвитиса Айна Анна Устуба – сообщила об ажиотаже мужу, советнику того же Калвитиса по иностранным вопросам, Петерису Устубсу.

Петерис Устубс переслал, смс’ку тогдашнему начальнику бюро премьера Марису Риекстиньшу с припиской: “Возможно, надо что-то делать”.

После этого Риекстиньш сообщил пресс-секретарю премьера Арно Пяткинсу, что “в стране происходит массовая рассылка девальвационных дезинформационных сообщений”.

Арно Пяткинс позвонил на государственное телевидение и в LNT, чтобы призвать каналы весьма внимательно оценивать провокационные сообщения о девальвации.

Практически тут же об информационной диверсии выступил с сообщением премьер-министр страны…

Преступления не было

Ринголдс был найден. Поначалу ему вменялась статья “вредительство”, по которой он вполне мог оказаться за решеткой подобно Лавенту. Но поскольку инкриминировать ему сознательное намерение разрушить латвийскую финансовую систему не удалось – дело пришлось закрыть за отсутствием состава преступления. Произошло это, как выяснилось вчера, еще 19 июня.


Написать комментарий