Производство: Не забывая о России, повернуться к Европе

Это один из ценных советов, какие дал и.о. министра сообщений Айнарс Шлесерс в пятницу руководству АО Даугавпилсский локомотиворемонтный завод, приехав туда по своей инициативе. Новые хозяева завода очень не хотели, чтобы среди журналистов был представитель Динабурга сегодня. А когда министр сказал, что не против, то по окончании весьма интересного для г-на Шлесерса разговора корреспондент услышал от председателя правления АО Андрея Викторовича Шилова слова: «Ваша газета терроризирует завод».

Разогнать ума не надо

Оставим пока в стороне реплику должностного лица. И поскольку со дня на день ожидается назначение исполнительного директора, получается, что Андрей Викторович “блестяще” справился со своими обязанностям и на первом этапе разгона завода на вторую космическую скорость и теперь, по словам финансового директора завода Бернадетты Головань, образовался вакуум рабочих и инженеров. Мало кто хочет идти на завод, а вот сделать заказ на молодых специалистов за счет АО или учредить стипендии тем, кто уже учится по нужным заводу специальностям, на это у руководства ума (или денег) не хватает.
Министр мягко пожурил генералитет АО и, выслушав эмоциональные, не свойственные производственникам речи А.Шилова и Б.Головань, спросил, почему им нужно с такими великими трудами гнать через всю Россию из Средней Азии нуждающиеся в ремонте тепловозы, хотя их и на латвийской железной дороге хватает. И тут хозяева стали просить министра замолвить за них словечко генеральному директору железной дороги Андрису Зоргевицу.

Зоргевиц бракоделов не терпит

Не знаем, что скажет г-н Зоргевиц, но честнее было бы хозяевам признаться, что качество ремонта тепловозов было таким низким, что его поручили в последние полтора года делать локомотивному депо, которое теперь носит название Локомотивью сервисс. Его директор Геннадий Павлович Рязанцев назвал истинную причину того, что ЛРЗ лишился выгодного заказа, при этом добавив, что часть узлов и агрегатов получают с завода. В этом году на 800 тыс. латов, в следующем – на миллион. Прикиньте, сколько потеряли заводчане, лишившись заказа из-за неумения и нежелания восстанавливать локомотивы качественно. Делай они это как следует, не образовалась бы дыра в первом полугодии размером более чем в 600 тысяч латов убытков. Об их происхождении постеснялась сказать министру финдиректор Б.Головань.

Министр поинтересовался, собираются ли владельцы ЛРЗ привлечь фонды ЕС. И услышал дружное: разумеется. И здесь забывчивые топ-менеджеры (пока только по названию) не прибавили к лаконично сказанному, что у главного держателя акций завода (36,36%) – эстонской фирмы Spacecom – возникли куда как серьезные проблемы с эстонской железнодорожной фирмой Eesti Raudtee. Она запретит с 5 декабря движение по дороге транспорту Spacecom потому, что последняя задолжала и долгое время не отдает 876 тыс. латов за оказанные услуги. Опровергнуть эту информацию и подобные ей в республиканской печати руководство Spacecom не спешит. Фонды ЕС недоступны тем, кто имеет долги, кто не держит слово, данное партнеру.

А Испанию не пробовали?

Хозяева встречи жаловались на трудности, какие возникают при сотрудничестве с Россией. Например, высоки таможенные пошлины. И тут министр, умеющий сам делать большие деньги и способствующий бизнесменам Латвии развиваться, в том числе и в направлении России, сделал замечательное во всех смыслах предложение: а почему бы не повернуться лицом к Европе, не поискать там партнеров? Например, в Испании, где г-н Шлесерс был не туристом, как ездят за рубеж многие наши думцы, а изучал специфику сообщений как по железной дороге, так и по автомобильным. Так вот, испанцы, по мнению министра, готовы к тому, чтобы завязать деловые отношения с ремонтниками подвижного состава, включая тепловозы.
Видите, как основательно подготовился высокий гость в отличие от высшего руководства ЛРЗ. Господа даже не позаботились о том, чтобы заготовить письмо со своими предложениями. В этом помог бы новичкам бывший президент АО Эмиль Буш, успешно практиковавший именно такое общение с людьми из правительства и депутатами Сейма. На этот раз министру пришлось попросить наших господ изложить все на бумаге и прислать ему.

В Москву через Даугавпилс

Забавной была заключительная часть беседы, когда та же Б.Головань, не без участия которой завод в канун продажи оказался в убытках, сказала министру о том, что надо бы поезд Рига—Москва пустить через Даугавпилс. Всего-то четыре десятка километров лишних. Г-н Шлесерс сказал, что впервые слышит о такой просьбе, посочувствовал едущим в Москву через Резекне. При этом обратился к сидящей рядом мэру Рите Строде и напомнил ей, что именно от самоуправления должна исходить инициатива изменения маршрутов поездов. Но пока такой не было.

Наконец, об обвинении Динабурга сегодня в терроризме. Г-н Шилов, вы же не привели ни одного примера ни в телеинтервью, ни в беседе на повышенных тонах в своей приемной. И если мы сегодня скажем, что рабочие и служащие только от нас узнали о том, что генеральное соглашение профсоюза железнодорожников и работодателей разорвано без ведома рядовых членов профсоюза, то в чем нас винить? Разве в том, что мы невольно подсказали возможность для сокращенных получить от двух до четырех среднемесячных зарплат: болеть до 1 января 2005 года, когда вступит в силу та часть Трудового закона, которая требует от законодателя платить более одной зарплаты пособия в зависимости от стажа работы на предприятии.

30.11.2004 , 10:24

В.РУДОЙ


Написать комментарий